Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Продажа лекарственных средств через интернет: мнение пациентов

2

Как люди относятся к Интернет-торговле ЛС

Доставка на дом — мировой тренд, который не остановить. Новые привычки потребителей сделали ее необходимой нормой в разных бизнесах, и фармацевтический рынок не исключение. Миллионы людей по всему миру приобретают лекарства онлайн. В Европе, например, такая услуга является спасением для тяжелобольных и крайне востребована, потому что круглосуточных аптек, как в России, почти нет. Проблема легализации лекарственных средств в Интернете на российском рынке обсуждалась несколько лет. Катализатором в принятии закона во втором и третьем чтении весной 2020 года стал указ Владимира Путина от 17 марта. Первый год  дистанционный торговли в сложный эпидемический период нельзя назвать провальным или успешным.  

Пандемия дала колоссальное развитие онлайн-сервисам на фармацевтическом рынке, но россияне в целом оказались не готовыми к глобальным переменам в жизни. Основная причина отказа от онлайн-покупок - это доставка. В современном мире человек не готов ждать. Дойти до ближайшей аптеки гораздо проще, чем ждать курьера и еще оплачивать этот сервис. Аналитики публикуют любопытные данные поведения пациентов и клиентов аптечной розницы.

По данным агентства Traffic Isobar (ноябрь 2020 года), россияне предпочитают приобретать  лекарства в офлайн, хотя уже 42% респондентов покупали что-то через Интернет. В основном, препараты для лечения хронических заболеваний, которые принимают постоянно. В Интернете чаще всего ищут информацию о заболевании, методах лечения, проверяют наличие лекарств и сравнивают цены. Из всех каналов рекламы пациенты больше доверяют рекламе в аптеке и советам фармацевтов. 

Аналитики Romir считают, что 47% клиентов аптек перешли в онлайн, после появления такой услуги, но продолжают ходить в аптеку. Каждый десятый россиянин не приемлет покупать лекарства в Интернете. В основном, это пенсионеры.  Для них поход в аптеку это не только приобретение нужных медикаментов, но и возможность проверить назначения врача, пообщаться и проконсультироваться с фармацевтом, узнать о новинках и при необходимости измерить давление.  


Большинство пациентов (59%) отмечают, что покупка препаратов офлайн удобна. Более трети россиян (36%) отмечают, что купить лекарства в аптеке быстрее, чем ждать курьера. Кроме того, для 28% оказалась важной возможность проконсультироваться с фармацевтом в аптеке. Также россияне предпочитают доверять конкретной аптеке (14%) и считают, что в ней лекарства представлены в большем ассортименте.

Онлайн сервисы на рынке обязательно займут свою нишу, однако все будет идти постепенно и скачкообразного роста в ближайшей перспективе мы не ожидаем», — комментирует директор по работе с клиентами «Ромир», Марина Шепотиненко. В опросе холдинга приняли участие 1,5 тысячи человек в возрасте от 20 лет до 60 лет, проживающие во всех типах городов во всех федеральных округах. Выборка, таким образом, представляет взрослое экономически активное население России. 

 

Спустя год после официального разрешения дистанционной торговли можно сказать, что часть клиентов ушла в онлайн, но офлайн аптеки по-прежнему в лидерах. Фармацевтический e-commerce растет, но медленно. По данным RNC pharma, общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) по итогам  прошлого года достиг 137,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), доля сегмента в общем объёме российского фармрынка, с учётом нелекарственного ассортимента составляет 9,3%. Организации, входящие в ТОР-15, в прошлом году обеспечили выручку на уровне 108 млрд. руб. (78,5% от общего объёма операций в рамках e-com сегмента).  Бесспорный лидер - «Аптека.ру», по итогам года доля компании на розничном-коммерческом рынке ЛП составила 2,8% в рублях. Примечательно, что сервис уделяет повышенное внимание парафармацевтической продукции, так что доля компании на рынке нелекарственного ассортимента, реализующегося в аптечной рознице, составляет рекордные 5,28%. Остальные топовые игроки реализуют суммарно всего 3,6% данного рынка. Максимальный упор на лекарственный ассортимент из числа топовых e-com игроков делает сеть «НеоФарм», компания занимает 5-ю строчку рейтинга с долей на розничном-коммерческом рынке ЛП 0,48%. Ожидать серьезных изменений на рынке не стоит, пока не разрешат доставку рецептурных препаратов. По данным аналитиков DSM Group, пока в дистанционной торговле лекарствами доминируют онлайн-бронирования, когда пользователь делает в интернете предзаказ, а потом сам забирает товар из аптеки.  

Расскажите о вашем отношении к Интернет-торговле ЛС, как часто вы сами заказываете что-то в виртуальных аптеках?

 

Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

Telegram: https://tglink.ru/pharmorden

ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти.

 
Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

Новости

Ещё

Аккредитация

Ещё

Правовой разбор

Ещё

Ассортимент и консультирование

Ещё

Аптечная психология

Ещё

Мнения

Ещё

Просто о жизни

Ещё

Коронавирус

Ещё

Работа в аптеке

Ещё

ФармЭссе

Ещё

ФармШОК

Ещё

Квизы

Ещё

ОРВИ по науке

Ещё