Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Трудовая дисциплина в аптеке

3

Нарушение трудовой дисциплины в аптеке: за что можно получить выговор и есть ли у него “срок годности”?

Работник обязан соблюдать трудовую дисциплину. Это значит, он должен подчиняться правилам, установленным в аптечной организации, в которой он работает. В предыдущих статьях мы писали о правилах трудового распорядка: общую информацию и частности. Это основной документ, регламентирующий дисциплину труда в данной, конкретной организации. Кроме него в аптеке существуют и другие локальные нормативные акты, следовать которым должен работник. К ним относятся должностные инструкции, график сменности, график отпусков, инструкции и правила об охране труда, положение о работе с персональными данными, положение о коммерческой тайне. Как правило, в крупных сетях может иметь место положение о корпоративной этике. Кроме того, работник обязан добросовестно выполнять условия трудового договора. За нарушение трудовой дисциплины предусматривается ответственность. В этой статье остановимся подробнее на том, что является нарушением трудовой дисциплины, какие меры может применить работодатель к провинившемуся работнику, в каких случаях можно уволить работника и можно ли штрафовать за нарушение дисциплины.

Что такое нарушение трудовой дисциплины?

Нарушение трудовой дисциплины – это нарушение правил поведения работником в процессе труда. Неисполнение или недолжное исполнение трудовых обязанностей, невыполнение указаний руководства, действующих инструкций, опоздания, закрытие аптеки раньше времени, несоблюдение кассовой дисциплины, присутствие на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, использование интернета в рабочее время в личных целях – все это будет являться нарушениями трудовой дисциплины или иначе дисциплинарными проступками.

Какие меры может применить работодатель, если сотрудник совершил дисциплинарный проступок?

Законом предусмотрены три вида дисциплинарных взысканий. Это:

  •   замечание
  •   выговор
  •   увольнение (по соответствующим основаниям).

За что можно уволить сотрудника?

Увольнение – это мера, которая применяется в крайних случаях. Законом предусмотрен перечень оснований, за которые сотрудника можно уволить. Согласно статья 81 ТК РФ работодатель имеет право расстаться с сотрудником, если он совершил грубые нарушения трудовой дисциплины, даже однократно, такие как:

- прогул (отсутствие на рабочем месте более 4х часов подряд или непоявление на работе в течение всей смены без уважительной причины. Оставление работы без должного уведомления работодателя, самовольный отгул или выход в отпуск);
- появление работника в состоянии алкогольного или иного опьянения на рабочем месте;
- разглашение охраняемой законом тайны (например, коммерческой), ставшей известной работнику в процессе трудовой деятельности, в том числе разглашение персональных данных другого работника;
- хищение на рабочем месте (в том числе мелкое) чужого имущества, растраты, умышленное его уничтожения или повреждения;
- нарушение требований охраны труда, если оно повлекло тяжкие последствия, либо создало реальную угрозу таких последствий (например, угроза жизни или здоровью человека). В производственной аптеке это могут быть нарушения при работе с щелочами, кислотами, ядами. В обычной аптеке это может быть нарушение техники безопасности при работе с электроприборами и т.п.
- совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия работодателя к работнику (например, по результатам ревизии при выявлении недостачи, нарушение кассовой дисциплины, продажа лекарств по цене выше установленной, мошенничество и иные действия, причиняющие материальный ущерб аптеке).

Помимо этих случаев, уволить работника можно за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, если работник уже имеет замечание или выговор.

Замечание или выговор?

При вынесении взыскания, работодатель должен учитывать различные факторы: тяжесть проступка, обстоятельства, причины, отношение самого работника к нему, последствия, которые повлекло нарушение. Следует помнить, что любое наказание должно быть соразмерным проступку. Трудовое законодательство не дает разъяснений в чем принципиальное различие замечания от выговора, но при перечислении в статье 192 ТК РФ первым по списку стоит замечание, а затем выговор. Замечание считается более мягким по сравнению с выговором. Применить его можно за небольшой проступок, совершенный впервые. Выговор выносится за более серьезный проступок, его можно вынести также за мелкое нарушение, совершенное повторно. Например, за открытие аптеки на 15 мин позже положенного руководитель может вынести замечание, если же это повторится, может последовать выговор. Сроки применения, процедура вынесения, условия снятия как для замечания, так и для выговора одинаковые, равно как и последствия для работника. Их можно считать предупреждением, что, если и в дальнейшем, работник будет совершать нарушения, это может обернуться увольнением.

Если работодатель принимает решение о вынесении выговора или замечания

Чтобы сделать это правильно нужно соблюсти определенные условия:

  1. При выявлении нарушения составляется

а) служебная или докладная записка от непосредственного руководителя (заведующей аптеки) на имя директора либо

б) акт о совершении дисциплинарного проступка (при отсутствии работника) подписывается тем, кто обнаружил, свидетелем и непосредственным руководителем либо

в) заключение комиссии по результатам служебной проверки.

Работника знакомят под роспись с данными документами. При отказе от ознакомления составляется акт об отказе от ознакомления.

  1. Работника в письменном виде просят предоставить объяснения по данному нарушению. На предоставление своей версии и причин произошедшего дается 2 дня. Объяснительную прикладывают к документам. Если объяснения не предоставлены, составляется акт об отказе предоставить объяснения. Если работник отказался дать объяснения – это не является препятствием к назначению замечания или выговора.
  2. Руководитель организации рассмотрев документы принимает решение о том или ином виде взыскания и издает приказ. С приказом работника знакомят под роспись. При отказе работника поставить роспись, опять-таки составляется акт.

Срок давности нарушения имеет значение

Следует знать, что вынести замечание или выговор возможно не позднее месяца с момента выявления и не позднее полугода с момента совершения. А если проступок выявлен только в ходе ревизии или аудиторской проверки, срок увеличивается до двух лет с момента совершения.

Таким образом, замечание и выговор должны быть вынесены в письменном виде в форме приказа с соблюдением сроков и процедуры сбора документов. Сделанное в устном виде замечание или выговор юридических последствий не имеют.

Сколько действует взыскание в виде выговора или замечания?

Взыскания действуют в течение года с момента издания приказа. По истечении этого срока взыскание считается погашенным, а работник – не имеющим дисциплинарных взысканий.

Взыскание может быть снято досрочно:

- по инициативе работодателя

- по письменной просьбе самого работника

- по ходатайству его непосредственного начальника или профсоюза.

Досрочное погашение взыскания подтверждается приказом.

Может ли работодатель штрафовать за нарушение дисциплины?

Многие работодатели считают, что наказание рублем более действенно, чем замечание и выговор, в то время как увольнять сотрудника цели нет. Законом не предусмотрены штрафы за дисциплинарные проступки. Следовательно, штрафовать провинившегося сотрудника незаконно. Однако, если работодатель хочет денежно наказать сотрудника, то он это может сделать путем лишения премии. В большинстве аптек зарплата делится на постоянную часть – оклад и переменную – премию. Оклад работник получит в любом случае, а вот премию работодатель может выплачивать при выполнении работником определенных условий. Такими условиями могут быть выполнение плана продаж, отсутствие дисциплинарных нарушений. Правила премирования должны быть подробно расписаны во внутренних нормативных актах аптечной организации: правилах внутреннего рудового распорядка, положении о премировании.

Соблюдать трудовую дисциплину не так уж сложно, ведь работодатель не может требовать от работника чего-то сверхъестественного, того, что не входит в сферу компетенции или противоречит трудовому кодексу. Тем не менее перед устройством на работу следует внимательно отнестись ко всем документам, с которыми вам предлагают ознакомиться и подписать для того, чтобы в дальнейшем не возникало никаких вопросов.

 

Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

Telegram: https://tglink.ru/pharmorden
ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH

Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти

Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Авторфармацевт

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

Новости

Ещё

Аккредитация

Ещё

Правовой разбор

Ещё

Ассортимент и консультирование

Ещё

Аптечная психология

Ещё

Мнения

Ещё

Просто о жизни

Ещё

Коронавирус

Ещё

Работа в аптеке

Ещё

ФармЭссе

Ещё

ФармШОК

Ещё

Квизы

Ещё

ОРВИ по науке

Ещё