
С 1 марта 2026 года в силу вступают к Закону «Об образовании», из-за которых фармацевтические специалисты почти лишатся возможности учиться онлайн. Почти — потому что частичное использование онлайн-технологий возможно. Судя по программы переподготовки «Управление и экономика фармации», дистанту отведено лишь 38 часов из 504. Программа пока на регистрации в Минюсте, а тем временем профессиональное сообщество «» провело опрос среди работников отрасли: что они думают о реформе? Разбираем основные вопросы и вердикт коллег, оказавшийся единогласным.

Содержание
- Кто готов сесть за парту, а кто — уволиться: результаты опроса
- Укрепит ли новый подход кадровый потенциал, как это планировалось
Кто готов сесть за парту, а кто — уволиться: результаты опроса
Мнения участников опроса отражают не только их эмоциональное личное отношение к проблеме, но и конкретные финансовые и юридические системные риски. В опросе приняли участие более 500 специалистов. При этом 81,42% опрошенных были уверены, что поправки все равно примут, несмотря на критику. Это говорит о глубоком неверии участников фармсообщества в то, что их мнение может что-то изменить. Посмотрим, как распределились голоса в ответах на волнующие коллег вопросы.
Вопрос 1. Поддерживаете ли вы предложение ограничить дистанционное обучение?

Реакция на первый же вопрос показала: профессиональное сообщество относится к инициативе крайне отрицательно. Против ограничений выступили 91,5% респондентов, то есть подавляющее большинство. Лишь 8,5% — то есть 43 человека — видят в запрете позитивный смысл.
Вопрос 2. Можно ли пройти качественную профессиональную переподготовку дистанционно?

Возможность получить качественные знания онлайн большинство участников опроса — 79,25% — считают реальной. Скептически к дистанту относятся только 10,67%. Еще 10,08% затруднились ответить на этот вопрос. Возможно, не имели пока опыта профпереподготовки с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Посмотрим, кстати, как же заветные 38 часов дистанционного обучения, которые чиновники готовы сохранить, распределены в . Два часа учащиеся смогут использовать для изучения онлайн фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии, по 12 дистанционных часов можно будет потратить на изучение нормативной базы фармдеятельности, маркетинга и, наконец, менеджмента фарморганизации. Все остальные дисциплины постичь можно будет только очно. Странно «ровный», будто спонтанный разброс часов (2+12+12+12) не дает понимания, почему именно эти предметы и именно в таком объеме изучать дома можно, а остальные — нельзя.
Вопрос 3. Что будет, если изменения примут в нынешнем виде?

Важно подчеркнуть, что поправки к Закону «Об образовании» уже приняты, но Правительству и Минздраву предстоит конкретизировать порядок их применения. Например, как мы уже сказали, пока не зарегистрирована Минюстом типовая программа.
Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на вопрос о будущем, и его картина выглядит весьма тревожной для аптечной отрасли, особенно — в регионах. Вот как распределились голоса специалистов:
- Снизится доступность переподготовки — 80,43%
- Вырастет стоимость обучения — 75,89%
- Увеличится отток кадров — 70,95%
- Возникнут перебои в работе аптек в малонаселенных районах — 65,22%
- Возрастет коррупция в образовательной сфере — 58,70%
Получается, что участники опроса больше опасаются системных рисков, чем верят в успех изменений. В открытых комментариях эти риски обретают конкретные черты. Мы сгруппировали основные опасения участников опроса, и что получилось? Финансы, кадры и организация процессов под угрозой, по их мнению.
Финансовый тупик: «Сотруднику придётся тратить деньги не только на обучение, но и на дорогу, проживание и питание в другом городе. Это очень затратно», — отмечает один из респондентов
Организационные проблемы: «Как проходить аккредитацию, брать учебный отпуск и при этом склад останется без руководства на весь период обучения?», — сетует другой специалист.
Удар по кадрам: «Я просто покину профессию», «Кто будет работать в аптеке, если это ИП или ООО с ограниченным количеством сотрудников?». Эти голоса очень четко передают настроение фармработников.
Вопрос 4. Как отреагируете лично вы, если новая программа допобразования будет принята?

Ответы показывают, насколько легко нововведение может подорвать кадровое равновесие в отрасли. Почти половина респондентов (45,85%) не готовы платить за обучение и пройдут его, только если за это заплатит работодатель. Напомним, отмена или ограничение дистанта будет означать, что надо оплачивать не только образование, но и дорогу, проживание и питание. Треть участников опроса (31,03%) настроены более категорично и готовы уйти из профессии, если новая система повышения квалификации окажется неудобной для них.
Оплачивать очное образование хотят 12,85% респондентов. А 6,13% рассматривает вариант покупки диплома как выход в условиях оторванного от реальности регулирования. Напоминаем, что это — нелегальный путь, мы не рекомендуем делать подобные вещи!
Укрепит ли новый подход кадровый потенциал, как это планировалось
Опрос показал не просто недовольство, а кризис доверия фармацевтического сообщества по отношению к реформе допобразования. Напомним, депутаты, обосновали поправки защитой прав пациентов. Если врачи и фармацевты будут учиться только онлайн, , пациент окажется под угрозой.
Получается, как это часто бывает, что позитивное намерение из-за его непродуманного или поспешного внедрения влечет двойственные последствия. Правительство и Минздрав еще должны продумать детали осуществления реформы, а ведь до ее вступления в силу остался всего месяц.
Тем временем, фармспециалисты, как показал опрос:
- не считают обоснованным запрет дистанционного формата, а последний считают удобным и эффективным;
- не верят в позитивные результаты реформы, предвидя рост затрат, бюрократии и коррупции;
- готовы голосовать ногами: уход из профессии рассматривает каждый третий респондент.
Понятно, что кадровый и операционный кризисы не нужны отрасли. Не в этом была цель. В открытых комментариях специалисты подчеркивают, что для регионов дистанционное обучение — часто единственная возможность повысить квалификацию без разорительных затрат на дорогу и проживание.
Вопрос теперь в том, будет ли коллективный голос услышан теми, кто принимает решения. Или потребуется получить первые плоды реформы, а через год или два срочно принимать антикризисные меры.





