Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Кто устанавливает цены в аптеках?

12
8

Кто «рисует» цены в аптеке?

Цена — один из ключевых факторов приверженности покупателя к выбору лекарственного препарата и аптечной точки. Поэтому сегодня так высока конкуренция между заводами-производителями, аптечными складами дистрибьюторов и самими аптеками. Почему один и тот же препарат может стоить по-разному? Откуда берется цена, которую видит на витрине посетитель, и из чего она складывается — мы разберемся в этой статье.

На каждом этапе — своя наценка

Сегодня в России зафиксировано более 500 предприятий фармацевтической промышленности, более 25 компаний аптечных дистрибьюторов и более 70 000 аптечных точек (по данным аналитической системы DSM Group dsm.ru).

Все упаковки лекарственных препаратов проходят несколько этапов наценки, прежде чем попасть в руки покупателю, и на каждом этапе реализации лекарственного препарата есть своя наценка. 

Весь оборот лекарственных препаратов регулируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Закон выделяет и регулирует оборот лекарственных препаратов на основе их принадлежности к фармакологической группе, списку жизненно необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), регистрации и стоимости самого препарата.

Первую цену на лекарственный препарат устанавливает завод-изготовитель. Каждый завод может устанавливать свою цену на тот или иной лекарственный препарат, но если препарат входит в список ЖНВЛП, предельно отпускная цена производителя рассчитывается из средней стоимости аналогичных лекарственных препаратов, зарегистрированных в ГРЛС. После определения цены компания передает препарат на регистрацию в государственные органы. Органы власти вправе отрегулировать цену и поставить соответствующую закону, также исходя из норм наценки и референтных аналоговых препаратов, либо в соответствии с государственной программой.

Цену диктуют конкуренты 

Если препарат не входит в список ЖНВЛП, производитель вправе поставить любую цену, исходя из своей маркетинговой стратегии. Но, как правило, цена определяется конкурентным окружением, самим МНН, нозологией, способом применения и другими факторами. Также в конечную стоимость препарата закладываются траты на себестоимость субстанции, трудозатраты сотрудников производства, траты на оборудование, логистику и упаковку лекарственного препарата. 

Поэтому мы так часто видим разную стоимость одного и того же лекарственного препарата разных заводов-изготовителей. Например средство от гипертонической болезни Лизиноприл может стоить от 50 до 150 рублей в зависимости от завода-изготовителя (по данным интернет-аптеки «Аптека.ру»).

После отпуска лекарственного препарата от завода-изготовителя упаковки попадают на склады аптечных дистрибьюторов. Дистрибьюторы выступают посредниками между заводом и аптечной розницей и также имеют свою наценку на группы товаров. Далее дистрибьюторы отпускают лекарственные препараты в аптечные сети.

Рассмотрим основные критерии наценки ЛП оптовых дистрибьюторов и аптек. На лекарственные препараты рецептурного и безрецептурного отпуска ценовые группы лекарств от 100 до 500 рублей включительно наценка составляет 14% в оптовых складах дистрибьюторов и 30% в розничных аптечных организациях.

Для ЛП дороже 500 рублей —10% на оптовые и 18% на розничные. Выделяют также отдельную группу лекарственных препаратов — наркотические и психотропные лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, их наценка составляет 19% и 45%.

Пример формирования на каждом этапе: отпускная цена завода-изготовителя составила 35 рублей, далее она облагается налогом 10%. Итого уже 38 рублей 5 копеек от завода-изготовителя. Так как препарат входит в категорию от 100 до 500 рублей, наценка дистрибьютора составит не более 14% . Итого цена уже 43 рубля 9 копеек. Попадая в конечную точку — аптеку, препарат получает очередную наценку, как мы уточняли выше, не более 30%. Итого, цена для покупателя составила 57 рублей .

Наценка на нелекарственный ассортимент

Помимо лекарственных препаратов в аптеках представлены и другие группы аптечного ассортимента, например, биологически активные добавки (БАДы), детское питание, детские игрушки, средства по уходу за детьми, косметические средства, перевязочные материалы и изделия медицинского назначения. 

Наценка на БАДы не регулируется государством и может составлять от 1% и до бесконечности — как у дистрибьюторов, так и в аптеках, — поэтому в аптечных точках мы можем наблюдать широкий разброс цен на один и тот же БАД, цена которого зависит от политики цены аптечной организации. На детское питание наценка может составлять не выше 20%, а вот на остальные группы товаров наценка не ограничивается законом и зависит от политики аптечной организации.

При формировании ассортимента и оценке стоимости товара аптеке важно помнить о целевых покупателях. Так, например, если аптека расположена в жилом комплексе, где основной поток покупателей — люди пенсионного возраста, молодые родители, или занятые работающие люди, необходимо учитывать их интересы и покупательскую способность, формировать ассортимент по потребности и в соответствии с ближайшими конкурентами. 

Желаем вам высоких продаж!  

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Лучшие комментарии