Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00
Идет вебинар

Ограничение бонусов для аптек

Как мы уже писали, депутаты предлагают ограничить доходы аптек от маркетинговых контрактов. По мнению законодателей, за последний год аптеки стали получать за продвижение ЛП гораздо больше, чем раньше. В некоторых аптечных сетях этот доход составляет до 30% от цены препарата, пишут авторы проекта в пояснительной записке. Они предлагают ограничить бонусы «потолком» в 5%. Как это скажется на жизни аптек? Наши коллеги на Фарма РФ провели опрос, в котором приняли участие 309 фармспециалистов. 

1. Кому пойдет на пользу принятие закона о выплатах фармпроизводителей аптекам? (можно было выбрать несколько вариантов ответа)

Почти треть опрошенных считает, что принятие нового закона пойдет на пользу небольшим сетям и одиночным аптекам. В отличие от крупных сетей, они практически не имеют прямых маркетинговых контрактов, а значит, и бонусов не получают. Любопытно, что такое мнение противоречит мнению представителей Ассоциации независимых аптек (АСНА). В АСНЕ, напротив, уверены, что после принятия нового закона в лучшем случае взлетят цены на лекарства (до 20%), а в худшем – и вовсе исчезнет аптечный сегмент в регионах, где нет федеральных сетей и дешевой логистики.

На втором месте парадоксально оказался вариант «никому» – такой разброс очень показателен. В комментариях рядом стоят диаметрально противоположные мнения, такие как «это выгодно рядовым сотрудникам аптек» и «станет хуже жить работникам аптек». В общем, понятно, что никому ничего не понятно.

Среди выбравших свой вариант ответа многие отметили в комментариях, что нововведение будет выгодно посетителям аптек. Коллеги предполагают, что ассортимент в аптеках станет шире, будут представлены товары разных производителей, а не только тех, с кем заключены контракты. Еще один плюс для покупателей: «не будет подмены лекарств бадами. Возродится деонтология: врач — фармацевт, фармацевт — клиент».

2. Считаете ли вы, что законопроект будет способствовать развитию малой аптечной розницы? 

И хотя в первом вопросе чаще всего выбирали выгоду именно для малой аптечной розницы, здесь картина совсем другая. 43% опрошенных не согласны с тем, что проект поможет «маленьким» аптекам и сетям развиваться. В два раза меньше респондентов уверены в обратном, столько же ответивших думают, что новый проект поможет развиваться всем аптекам.

А вот в комментариях специалисты полагают, что развиваться будут вовсе не аптеки: «Выиграет только бигфарма, которая и так платит бонусы не выше 5%. То есть законописатели подыгрывают бигфарме (коррупция?)».

3. Считаете ли вы, что ограничение маркетинговых бонусов серьезным образом повлияет на доходы аптек?

Больше половины опрошенных считают, что ограничение бонусов серьезно повлияет на доход аптеки. При этом многие уточняют, что это касается только крупных аптечных сетей, что, по мнению респондентов, вовсе не плохо: «Повлияет на доходы крупных аптечных сетей, но это – благо для отрасли»; «На доходы сетевиков да, но это будет справедливо», «Аптечные сети вместо того, чтобы заботиться об эффективности работы каждой своей аптеки, бесконечно наращивают количество аптек, чтобы вымогать у производителей больший размер бонуса».

Впрочем, еще треть опрошенных не думает, что «потолок» бонусов серьезно повлияет на доходы аптек, а 11% пока не определились.

4. Допускаете ли вы, что с принятием закона ваша зарплата снизится?

Поразительно, но даже в таком важном вопросе как собственная зарплата наши коллеги не пришли к единому мнению. Соотношение тех, кто переживает за личный доход, и тех, кто спокоен по этому поводу – практически один к одному. «Её уже некуда снижать», – спокойно поясняет один из комментаторов, а другой оптимистично уточняет: «Зарплата не снизится, если будет учитываться общий товарооборот и профессионализм сотрудника».

Но и те, кто прогнозирует снижение своей зарплаты, зачастую относятся к этому спокойно: «Возможно, снизится, зато не придется навязывать товар покупателю», «Лучше бы признали фармацевтов медработниками, какой спрос с продавцов лекарств», «Работодатель всегда найдет причину платить меньше».

5. Согласны ли вы с тем, что с принятием закона цены на безрецептурные лекарства вырастут, и не только в сетевых аптеках?

А вот с тем, что цены на лекарства вырастут, согласно большинство. «Цены в любом случае вырастут», – с поистине буддистским спокойствием поясняют они. Впрочем, пятая часть респондентов всё же считает, что по кошельку посетителей ограничение бонусов не ударит. Еще 8% затрудняется прогнозировать влияние законопроекта на цены в аптеках.

6. Работает ли ваша аптечная организация по маркетинговым соглашениям с фармпроизводителями?

Ожидаемо с маркетинговыми соглашениями чаще всего сталкиваются работники сетевых аптек. «Сетевиков», не работающих по контракту, среди опрошенных оказалось в 10 раз меньше, чем работающих. А вот среди несетевой розницы соотношение получилось примерно равномерное: 43% работают с бонусами, 57% нет.

7. Хотели бы вы, чтобы ваша аптека работала в рамках маркетингового контракта?

Больше половины опрошенных провизоров и фармацевтов против маркетинговых контрактов в своей аптеке. Оставшиеся, хотя и недолюбливают контракты сами по себе, считают их неизбежным злом: «Конечно, хотелось бы просто работать на совесть и действительно помогать людям, но без бонусов зарплаты существенно снизятся», «Я за, если это  выгодно аптечной сети, а не только производителю».

Кстати, звучали мнения в поддержку идеи депутатов ограничить бонусы «потолком»: «Я за бонусы в разумных размерах, может быть и в пределах 5%». То есть, в целом работники аптек не против идеи их ограничения. 

8. Считаете ли вы что, принятие закона будет способствовать повышению престижа профессий «провизор» и «фармацевт»?

И снова коллеги показали поразительную противоположность взглядов. Хотя за негативное влияние на престиж профессии высказалось все же чуть больше респондентов, чем за позитивное. Мнения в комментариях такие же разнообразные. Кто-то оптимистичен: «Должно повысить престиж, потому что специалисты получат возможность отпускать пациентам то, что считают нужным в каждой конкретной ситуации»; «Только полный запрет маркетинговых контрактов, особенно на БАДы, поднимет престиж профессии».

Другие комментаторы видят в изменениях только минусы: «Считаю, что в рекомендациях аптек на первое место встанут БАДы, тем самым упадет качество лечения, соответственно ни о каком престиже не может быть и речи».

А оставшаяся часть ответивших скептически полагает, что престижу профессии от бонусов не холодно и не жарко: «Какой престиж, 80% просто подают то что их попросят, байки из склепа»; «Престиж фармацевта давно утрачен и сведен к роли продавцов».

9. Является ли рост престижа достаточной компенсацией за потерю маркетинговых вознаграждений?

И в ответах на последний вопрос участники не пришли к единому мнению. Больше половины ответивших не считают, что рост престижа компенсирует потери маркетинговых бонусов. Впрочем, судя по предыдущему вопросу, многие из них в принципе не согласны с тем, что этот гипотетический рост престижа возможен.

Часто высказывались и мнения о несопоставимости такого сравнения: «Некорректно сравнивать престиж профессии  провизора с  функционалом  продавца», «Это как сравнивать теплое и мягкое», «Не вижу прямой связи между престижем и маркетинговыми бонусами. В любой профессии есть профессионалы и бездари. Если человек бездарь, то маркетинговый бонус вряд ли превратит его в профессионала».

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Лучшие комментарии