Время от времени аптечные организации сталкиваются с такими проверяющими как сотрудники полиции. Законны ли такие проверки, что по закону имеют право делать сотрудники полиции и как вести себя фарсмпециалисту, если в аптеку нагрянула полиция — разберемся в этой статье на основе действующего законодательства и судебной практики.
- В каком случае полиция может нагрянуть в аптеку
- Проверки аптек — не обязанность полиции
- Что может делать сотрудник полиции в аптеке
- Дублирование контрольных функций полиции и проверяющих органов
- Полиция в аптеке: случаи из судебной практики
- Как вести себя сотруднику аптеки, если пришла полиция
В каком случае полиция может нагрянуть в аптеку
Деятельность сотрудников полиции, регламентируется двумя другими основными законами:
- Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ № 3-ФЗ)
- Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ № 144-ФЗ)
Это те нормы, с которыми может ознакомиться любое заинтересованное лицо, поскольку они не носят гриф «секретно» или «для служебного пользования». Поэтому при дальнейшем рассмотрении вопроса будем опираться именно на них.
Итак, в соответствии со ст.1 ФЗ № 3-ФЗ роль полиции:
- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства
- противодействие преступности
- охрана общественного порядка, собственности
- обеспечения общественной безопасности
Из обязанностей сотрудников полиции (ст.12 ФЗ № 3-ФЗ), осуществление которых так или иначе может коснуться деятельности аптек, следующие:
- принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях
- проводить проверку заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях
- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, пресекать незаконные деяния, фиксировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность их следов
- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению
- в рамках расследования, возбуждать уголовные дела, производить дознание
- в пределах своих полномочий исполнять решения суда, письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, проводить оперативно-разыскных мероприятий
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений
- выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных полиции
- изымать у должностных лиц поддельные документы, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения
- осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Проверки аптек — не обязанность полиции
Из приведенных выше пунктов видно, что проверка аптек, также как и других организаций, не являются прямой обязанностью сотрудников ОВД. Полиция в целом участвует в выявлении и пресечении административных правонарушений и уголовных преступлений (ст.2 ФЗ № 3-ФЗ). Другими словами, аптечная организация может стать объектом реагирования полиции, если она будет обладать информацией о готовящемся или совершаемом противоправном действии.
Кроме того, деятельность сотрудников полиции должна придерживаться следующих принципов (ст. 6 ФЗ № 3-ФЗ):
- Любые ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимы только в соответствии с основаниями и порядком, установленными федеральным законом
- Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий
- При выполнении служебных обязанностей сотрудник полиции не может оправдывать свои действия (или бездействие) ссылаясь на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или иные обстоятельства
Что может делать сотрудник полиции в аптеке
1. Самостоятельное выявление и пресечение правонарушений и преступлений осуществляется полицией в рамках ФЗ № 144-ФЗ.
Сотрудник полиции может проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:
- Опрос
- Наведение справок
- Сбор образцов для сравнительного исследования
- Проверочная закупка
- Исследование предметов и документов
- Наблюдение
- Отождествление личности
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
- Прослушивание телефонных переговоров
- Снятие информации с технических каналов связи
- Оперативное внедрение
- Контролируемая поставка
- Оперативный эксперимент
- Получение компьютерной информации
Действия полицейских так или иначе всегда документируются. Это связано с тем, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (ст. 9 ФЗ № 144-ФЗ), а выявленные факты противоправных действий могли служить допустимыми доказательствами в суде (ст. 55, 60 ГПК РФ, гл. 11 УПК РФ, гл. 7 АПК РФ*).
Например, оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в рамках заведенного дела оперативного учета (ст. 10 ФЗ № 144-ФЗ). Порядок ведения таких дел и иной документооборот, регламентируется нормами МВД и относится к категории «для служебного пользования» (например, приказ МВД России от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»).
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в другие государственные органы по подведомственности, например, в налоговые органы для осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц (ст. 11 ФЗ №144-ФЗ).
2. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и по поручению следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по делам, находящимся в их производстве (ст. 7 ФЗ № 144-ФЗ) в целях оказания содействия по сбору информации и т.п.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов в обеспечении соблюдения законности и правопорядка (п.3 ст.1, п.3 ст. 10 ФЗ № 3-ФЗ).
На практике подобный функционал сотрудников ОВД нужно искать в отдельных разбросанных нормах по всему законодательству:
Пример №1
В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ, а также пп. 28 п. 1 ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. А порядок взаимодействия таких выездных проверочных мероприятий определен Инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Важно знать, что в случае участия сотрудников ОВД в налоговой проверке, они должны быть указаны в решении о проведении проверки, а по результатам мероприятия должны подписать акт выездной налоговой проверки (п. 16 Инструкции).
Пример №2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» говорит, что по запросу территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования (сегодня – это Социальный фонд России (СФР)) в проводимых ими выездных проверках могут участвовать органы внутренних дел (п.5 ст. 26.14). Регламент по проведению таких проверок пока не утвержден.
Пример №3
Существует действующий совместный приказ МВД РФ и Минздравсоцразвития РФ № 879/746 от 03.11.2006 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации». Мероприятия в рамках этого документа призваны:
- защитить потребительский рынок от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством РФ
- сформировать негативное общественное отношение к приобретению и распространению контрафактной продукции
Сотрудники полиции в рамках этого документа при пресечении административных правонарушений в сфере потребительского рынка вправе:
- Получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них
- Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание
- Вносить обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений
- Производить осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ЮЛ или ИП, в присутствии их представителя и двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.8 КоАП РФ
- Осуществлять изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, товаров, транспортных средств и иного имущества в присутствии двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ
- Осуществлять арест товаров, иных вещей в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ
*здесь мы видим дублирование контрольных функций
Дублирование контрольных функций
В конце прошлого года в Государственную Думу РФ поступил законопроект № 481609-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который был разработан во исполнение п. 5 Перечня поручений Президента РФ от 16.08.2023 № Пр-1619. Этот документ для снижения административной нагрузки на бизнес должен был устранить дублирование полномочий полиции и иных контрольно-надзорных органов в области производства по делам об административных правонарушениях.
Многими был сделан вывод о том, что в случае принятия этого законопроекта, полиция перестанет проверять аптеки на предмет соблюдения лицензионных требований. И это, возможно, следовало из пояснительной записки к законопроекту, но не содержалось в самом тексте документа.
Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ № 3-ФЗ сотрудник ОВД проверяет лицензии и иные документы в рамках лицензионного вида деятельности только по тем видам деятельности, которые закреплены за полицией (например, лицензионная деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров). А в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, которые относятся к подведомственности органов внутренних дел, по ч.3, 4 ст. 14.1 (основная статья по привлечению аптек за нарушение лицензионных требований) и так не входит в полномочия ОВД. В ст. 28.3 КоАП РФ указано, что должностные лица органов внутренних дел могут составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ст. 14.1, но в части соблюдения требований законодательства об оружии.
Судя, по данным официального ресурса Государсвтенной Думы указанный выше законопроект оставлен без движения на стадии рекомендации к рассмотрению в первом чтении.
Полиция в аптеке: случаи из судебной практики
Пример №1
Письмом прокуратуры отделу полиции поручено провести оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» в аптечных учреждениях, в отношении которых у отдела полиции есть оперативная информация о фактах приобретения кодеиносодержащих препаратов для изготовления дезоморфина. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прокурором доказано наличие в действиях аптеки признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – продажа рецептурных препаратов без рецепта (постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу № А33-10981/2012).
Пример №2
Сотрудники аптеки не впустили проверяющих Росздравнадзора, у которых были законные основания для проведения проверки. Последние вызвали полицию для устранения воспрепятствования проведению контрольного мероприятия (постановления Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 № А56-45862/2016, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу).
Пример №3
По причине изменения маркетинговой стратегии фармкомпании у одного их препаратов была отозвана регистрация. Вместо отправки в карантинную зону, сотрудником аптеки препарат был продан покупателю. Совершенное правонарушение было документально зафиксировано сотрудниками полиции, и материалы направлены в территориальный орган Росздравнадзора, который по этому факту составил протокол об административном правонарушении. Все собранные документы и материалы дела направлены Росздравнадзором в Арбитражный суд. В суде представитель аптеки заявил о недопустимости доказательств, представленных сотрудниками полиции, т.к. они были оформлены в нарушении действующих норм. Однако суд не внял доводам аптеки и посчитал, что факт совершения нарушения установлен. Аптека была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 750 000 руб (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № 15АП-23381/2019).
Пример №4
Сотрудником аптеки был продан рецептурный препарат без рецепта. Факт правонарушения был зафиксирован материалами полиции. На их основании Росздравнадзор составил протокол и направил материалы в суд. В судебных актах материалы полиции не были указаны и законность проведения полицейских мероприятий в деле не проверялась. Но аптека все же была наказана штрафом в 100 000 руб за грубое нарушение лицензионных требований (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2020 № 308-ЭС19-28141).
Подведем итоги
1. Сотрудники полиции могут приходить в аптеки в рамках проверочных мероприятий
2. Органы внутренних дел не относятся к контролирующим органам в рамках Федерального закона № 248-ФЗ, поэтому его нормы не распространяются на действия полиции
3. Действия сотрудников полиции должны сопровождаться документами (например, распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений; постановление следователя о проведении обыска, протокол по результатам осмотра помещений и т.п.).
4. Сотрудники полиции не относятся к надзорным органам, поэтому беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения (как сотрудники прокуратуры) могут посещать организации и знакомиться с необходимыми документами и материалами только в связи с:
- расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях
-
проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ)\
5. Соблюдение аптеками лицензионных требований не относится к ведению полиции, действующего соглашения между Росздравнадзором и МВД о взаимодействии не заключено, поэтому сотрудники полиции могут осуществлять проверку в аптеке только по фактам, указанным в п.4
Как вести себя сотруднику аптеки, если пришла полиция
К посещению сотрудников полиции стоит отнестись внимательно: попросить предъявить документы, удостоверяющие личности представителей ОВД, и документы, являющиеся основанием для проведения каких-либо мероприятий.
По возможности необходимо все документы зафиксировать. Проверочные мероприятия полицейских с их разрешения лучше зафиксировать на видеокамеру. Если в аптеке на момент прихода полицейских не более двух сотрудников, то лучше закрыть аптеку на время проведения полицейского мероприятия, чтобы обеспечить их сопровождение по территории аптеки.
*ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ;
УПК – Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ