Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Может ли полиция проводить проверку в аптеке

788
20

Время от времени аптечные организации сталкиваются с такими проверяющими как сотрудники полиции. Законны ли такие проверки, что по закону имеют право делать сотрудники полиции и как вести себя фарсмпециалисту, если в аптеку нагрянула полиция — разберемся в этой статье на основе действующего законодательства и судебной практики.

Проверки непосредственно фармацевтической деятельности осуществляются на основании норм Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В соответствии с п.3 ст.1 мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (далее — ОВД), а также оперативно-разыскная деятельность не относятся к государственному контролю в рамках этого закона.

В каком случае полиция может нагрянуть в аптеку 

Деятельность сотрудников полиции, регламентируется двумя другими основными законами:

  • Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ № 3-ФЗ)
  • Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ № 144-ФЗ)

Это те нормы, с которыми может ознакомиться любое заинтересованное лицо, поскольку они не носят гриф «секретно» или «для служебного пользования». Поэтому при дальнейшем рассмотрении вопроса будем опираться именно на них.

Итак, в соответствии со ст.1 ФЗ № 3-ФЗ роль полиции:

  • защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства
  • противодействие преступности
  • охрана общественного порядка, собственности
  • обеспечения общественной безопасности

Из обязанностей сотрудников полиции (ст.12 ФЗ № 3-ФЗ), осуществление которых так или иначе может коснуться деятельности аптек, следующие:

  1. принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях
  2. проводить проверку заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях
  3. прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, пресекать незаконные деяния, фиксировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность их следов
  4. выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению
  5. в рамках расследования, возбуждать уголовные дела, производить дознание
  6. в пределах своих полномочий исполнять решения суда, письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, проводить оперативно-разыскных мероприятий
  7. осуществлять оперативно-розыскную деятельность для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений
  8. выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных полиции
  9. изымать у должностных лиц поддельные документы, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения
  10. осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Проверки аптек — не обязанность полиции

Из приведенных выше пунктов видно, что проверка аптек, также как и других организаций, не являются прямой обязанностью сотрудников ОВД. Полиция в целом участвует в выявлении и пресечении административных правонарушений и уголовных преступлений (ст.2 ФЗ № 3-ФЗ). Другими словами, аптечная организация может стать объектом реагирования полиции, если она будет обладать информацией о готовящемся или совершаемом противоправном действии.

Кроме того, деятельность сотрудников полиции должна придерживаться следующих принципов (ст. 6 ФЗ № 3-ФЗ):

  • Любые ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимы только в соответствии с основаниями и порядком, установленными федеральным законом
  • Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий 
  • При выполнении служебных обязанностей сотрудник полиции не может оправдывать свои действия (или бездействие) ссылаясь на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или иные обстоятельства

Что может делать сотрудник полиции в аптеке 

1. Самостоятельное выявление и пресечение правонарушений и преступлений осуществляется полицией в рамках ФЗ № 144-ФЗ.

Сотрудник полиции может проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Опрос
  • Наведение справок
  • Сбор образцов для сравнительного исследования
  • Проверочная закупка
  • Исследование предметов и документов
  • Наблюдение
  • Отождествление личности
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • Прослушивание телефонных переговоров
  • Снятие информации с технических каналов связи
  • Оперативное внедрение
  • Контролируемая поставка
  • Оперативный эксперимент
  • Получение компьютерной информации
Этот список действий является конечным и не может быть произвольно изменен сотрудником полиции. Дополнения или какие-либо изменения его возможны только путем принятия федерального закона.

Действия полицейских так или иначе всегда документируются. Это связано с тем, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (ст. 9 ФЗ № 144-ФЗ), а выявленные факты противоправных действий могли служить допустимыми доказательствами в суде (ст. 55, 60 ГПК РФ, гл. 11 УПК РФ, гл. 7 АПК РФ*). 

Например, оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в рамках заведенного дела оперативного учета (ст. 10 ФЗ № 144-ФЗ). Порядок ведения таких дел и иной документооборот, регламентируется нормами МВД и относится к категории «для служебного пользования» (например, приказ МВД России от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в другие государственные органы по подведомственности, например, в налоговые органы для осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц (ст. 11 ФЗ №144-ФЗ).

2. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и по поручению следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по делам, находящимся в их производстве (ст. 7 ФЗ № 144-ФЗ) в целях оказания содействия по сбору информации и т.п. 

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов в обеспечении соблюдения законности и правопорядка (п.3 ст.1, п.3 ст. 10 ФЗ № 3-ФЗ).

На практике подобный функционал сотрудников ОВД нужно искать в отдельных разбросанных нормах по всему законодательству:

Пример №1

В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ, а также пп. 28 п. 1 ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. А порядок взаимодействия таких выездных проверочных мероприятий определен Инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»

Важно знать, что в случае участия сотрудников ОВД в налоговой проверке, они должны быть указаны в решении о проведении проверки, а по результатам мероприятия должны подписать акт выездной налоговой проверки (п. 16 Инструкции).

Пример №2

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» говорит, что по запросу территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования (сегодня – это Социальный фонд России (СФР)) в проводимых ими выездных проверках могут участвовать органы внутренних дел (п.5 ст. 26.14). Регламент по проведению таких проверок пока не утвержден.

Пример №3

Существует действующий совместный приказ МВД РФ и Минздравсоцразвития РФ № 879/746 от 03.11.2006 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации». Мероприятия в рамках этого документа призваны:

  • защитить потребительский рынок от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством РФ
  • сформировать негативное общественное отношение к приобретению и распространению контрафактной продукции
Однако здесь речь не идет о совместных проверках ОВД и Роспотребнадзора, как в случае с налоговой, а только лишь об информационном обмене в результате самостоятельно проведенных проверок.

Сотрудники полиции в рамках этого документа при пресечении административных правонарушений в сфере потребительского рынка вправе:

  • Получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание
  • Вносить обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений
  • Производить осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ЮЛ или ИП, в присутствии их представителя и двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.8 КоАП РФ
  • Осуществлять изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, товаров, транспортных средств и иного имущества в присутствии двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ
  • Осуществлять арест товаров, иных вещей в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ

*здесь мы видим дублирование контрольных функций 

Дублирование контрольных функций

В конце прошлого года в Государственную Думу РФ поступил законопроект № 481609-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который был разработан во исполнение п. 5 Перечня поручений Президента РФ от 16.08.2023 № Пр-1619. Этот документ для снижения административной нагрузки на бизнес должен был устранить дублирование полномочий полиции и иных контрольно-надзорных органов в области производства по делам об административных правонарушениях.

Многими был сделан вывод о том, что в случае принятия этого законопроекта, полиция перестанет проверять аптеки на предмет соблюдения лицензионных требований. И это, возможно, следовало из пояснительной записки к законопроекту, но не содержалось в самом тексте документа. 

Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ № 3-ФЗ сотрудник ОВД проверяет лицензии и иные документы в рамках лицензионного вида деятельности только по тем видам деятельности, которые закреплены за полицией (например, лицензионная деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров).  А в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, которые относятся к подведомственности органов внутренних дел, по ч.3, 4 ст. 14.1 (основная статья по привлечению аптек за нарушение лицензионных требований) и так не входит в полномочия ОВД. В ст. 28.3 КоАП РФ указано, что должностные лица органов внутренних дел могут составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ст. 14.1, но в части соблюдения требований законодательства об оружии.

Судя, по данным официального ресурса Государсвтенной Думы указанный выше законопроект оставлен без движения на стадии рекомендации к рассмотрению в первом чтении.

Полиция в аптеке: случаи из судебной практики

Пример №1

Письмом прокуратуры отделу полиции поручено провести оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» в аптечных учреждениях, в отношении которых у отдела полиции есть оперативная информация о фактах приобретения кодеиносодержащих препаратов для изготовления дезоморфина. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прокурором доказано наличие в действиях аптеки признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – продажа рецептурных препаратов без рецепта (постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу № А33-10981/2012). 

Пример №2

Сотрудники аптеки не впустили проверяющих Росздравнадзора, у которых были законные основания для проведения проверки. Последние вызвали полицию для устранения воспрепятствования проведению контрольного мероприятия (постановления Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 № А56-45862/2016, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу).

Пример №3

По причине изменения маркетинговой стратегии фармкомпании у одного их препаратов была отозвана регистрация. Вместо отправки в карантинную зону, сотрудником аптеки препарат был продан покупателю. Совершенное правонарушение было документально зафиксировано сотрудниками полиции, и материалы направлены в территориальный орган Росздравнадзора, который по этому факту составил протокол об административном правонарушении. Все собранные документы и материалы дела направлены Росздравнадзором в Арбитражный суд. В суде представитель аптеки заявил о недопустимости доказательств, представленных сотрудниками полиции, т.к. они были оформлены в нарушении действующих норм. Однако суд не внял доводам аптеки и посчитал, что факт совершения нарушения установлен. Аптека была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 750 000 руб (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № 15АП-23381/2019). 

Пример №4

Сотрудником аптеки был продан рецептурный препарат без рецепта. Факт правонарушения был зафиксирован материалами полиции. На их основании Росздравнадзор составил протокол и направил материалы в суд. В судебных актах материалы полиции не были указаны и законность проведения полицейских мероприятий в деле не проверялась. Но аптека все же была наказана штрафом в 100 000 руб за грубое нарушение лицензионных требований (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2020 № 308-ЭС19-28141).

Подведем итоги

1. Сотрудники полиции могут приходить в аптеки в рамках проверочных мероприятий
2. Органы внутренних дел не относятся к контролирующим органам в рамках Федерального закона № 248-ФЗ, поэтому его нормы не распространяются на действия полиции
3. Действия сотрудников полиции должны сопровождаться документами (например, распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений; постановление следователя о проведении обыска, протокол по результатам осмотра помещений и т.п.).
4. Сотрудники полиции не относятся к надзорным органам, поэтому беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения (как сотрудники прокуратуры) могут посещать организации и знакомиться с необходимыми документами и материалами только в связи с:

  • расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях
  • проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ)\

    5. Соблюдение аптеками лицензионных требований не относится к ведению полиции, действующего соглашения между Росздравнадзором и МВД о взаимодействии не заключено, поэтому сотрудники полиции могут осуществлять проверку в аптеке только по фактам, указанным в п.4

Как вести себя сотруднику аптеки, если пришла полиция

К посещению сотрудников полиции стоит отнестись внимательно: попросить предъявить документы, удостоверяющие личности представителей ОВД, и документы, являющиеся основанием для проведения каких-либо мероприятий. 

По возможности необходимо все документы зафиксировать. Проверочные мероприятия полицейских с их разрешения лучше зафиксировать на видеокамеру. Если в аптеке на момент прихода полицейских не более двух сотрудников, то лучше закрыть аптеку на время проведения полицейского мероприятия, чтобы обеспечить их сопровождение по территории аптеки. 

*ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ;
УПК – Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Авторюрист в фармотрасли

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

  • Коннова Елена Алексеевна08.10.2024

    Аптеки должны быть с закрытой выкладкой, никаких открытых зон, а если работодатель хочет все таки открытую выкладку, должен быть охранник, как в магазинах. А на фарм. работниках как всегда экономят, мы должны и препарат отпустить и всё рассказать, и косметику и сопутствующие товары порекомендовать, и ещё охранником побыть, и тд. А тебе за это никакой благодарности ни от кого.

  • ЛД
    Ловлина Дарья Викторовна11.10.2024

    Интересная статья, спасибо! Оказалось познавательным освежить в памяти некоторые моменты

  • Круглова Любовь Александровна09.10.2024

    На выходных ни каких заданий нет. Как можно выполнить столько заданий чтобы сохранить. Свой статус. Тем более до сих пор нет сертификатов Озон или что то другое. Не вижу ничего лучшего в обновления........

  • Крамаренко Ольга Михайловна09.10.2024

    Как можно набрать 78 заданий в месяц, с графиком работы 3/1, скажите пожалуйста! Сидеть постоянно на вашем сайте? А если нет реально времени? Лучше скажите, вы исправили предыдущие ошибки или опять нельзя будет ничего купить?