Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

info@pharmznanie.ru +7 (499) 213-05-00

Рентабельность аптеки

Что действительно делает аптеку успешной и как на это влияет фармацевт? Техника продаж и вредные факторы в аптеке.

Начнем с главного: ключевой фактор успеха аптеки – это уникальное предложение, то, что привлечет внимание, заставит или даже вынудит покупателя зайти именно в вашу аптеку.

На вопрос, что же все-таки является ключевым фактором успеха, от заведующих аптеками самых разных сетей я обычно слышу следующие варианты размышлений/ответов:

  • низкие (привлекательные) цены;
  • широкий ассортимент;
  • месторасположение и очевидные преимущества, которое оно несет;
  • и только после перечисления всех неодушевленных факторов появляется ответ «персонал».

Обычно заведующие говорят о необходимости и/или желательности профессионализма сотрудников с легкой неуверенностью. Почему? Потому что это – самая сложная составляющая с точки зрения управления и развития. Теперь рассмотрим подробнее все перечисленные факторы.

 

Ценообразование: кризис не на руку

У покупателей есть очевидное желание экономить, но для аптеки предложить реально низкую цену сейчас очень непросто. Причина – постоянный рост цен со стороны поставщиков. Удерживать ценовое преимущество в эпоху роста цен – занятие практически бесполезное. Не менее важный аргумент: если ближайший конкурент задастся такой целью, то в течение одного рабочего дня сможет повторить и даже превзойти ваше ценовое преимущество.

 

Ассортимент аптеки: мы такие разные

Действительно, широкий ассортимент лекарственных средств (а не какой-нибудь псевдоаптечной «попсы») – это преимущество нескольких аптечных сетей, которые можно перечислить по пальцам одной руки. Они создавали эту воспринимаемую потребителями ценность более 20 лет, постоянно рискуя, ведь это очень сложно прогнозируемая оборотность товара.

В остатках в аптеке может находится до 10 тысяч наименований, а продаваться в месяц – не более 1,5 тысячи. Рабочий ассортимент – это то, что аптека ПРОДАЕТ в течение анализируемого периода, а не то, что находится у нее на ОСТАТКАХ.

 

Три фактора успеха эффективного рабочего ассортимента

  1. Элементарное знание: сотрудники аптеки знают, помнят и понимают, для чего предназначена каждая позиция
  2. Возможность быстро найти препарат: сотрудники легко находят любые позиции в аптеке
  3. Комплексная продажа: существуют прописанные осознанные алгоритмы цепочки комплексной продажи


Комплексная продажа
 

Покупатели посещают аптеку с определённой целью: вылечить насморк, кашель или избавиться от головной боли. Вежливый подход — предложить к основному лекарственному средству дополнительные товары, которые могут быть полезны в лечении и ускорят процесс выздоровления. Например, шприцы к лекарственным ампулам, витамин C к противопростудным таблеткам или привычные средства для поддержания микрофлоры кишечника при приёме антибиотиков.

Чтобы предложение звучало естественно и ненавязчиво, начинайте разговор с вопроса: «Вы планируете делать уколы дома или в клинике?» или «У вас есть солевой раствор для промывания носа? Он усиливает действие капель и облегчает дыхание». Такой подход называется выявлением потребностей.

Во время консультации стоит акцентировать внимание на полезных свойствах дополнительного товара — как он улучшит результаты лечения или поможет сэкономить. К примеру: «Чтобы предотвратить негативное влияние антибиотиков на кишечную микрофлору, советую воспользоваться пробиотиками. У нас есть широкий выбор таких средств». Это поможет завоевать доверие клиента и повысит вероятность успешной допродажи.

 

Месторасположение: кто и где

Успех места можно выразить через условный показатель – количество чеков. Если значение показателя высоко, значит, всё получилось. Но возможна и другая ситуация: количество чеков неожиданно мало, и тогда остается либо смириться с неправильным выбором места, либо реализовывать другие механизмы привлечения покупателей.

 

Роль специалиста: ключ к прибыли

Лекарственные средства относятся к высокотехнологичным товарам, и их покупатель часто обращается за консультацией к аптечному работнику. Какие результаты это дает?

  • 50 % покупателей обращается за советом к провизору
  • 70 % обратившихся следуют полученной рекомендации
  • Зачастую в аптеке есть провизор, «на которого идут» покупатели
  • Потребители присваивают услуге этого специалиста дополнительную ценность
  • Слово фармацевта сильнее импульсного спроса, в отличие от «нефармритейла»

 

При этом:

  • Сотрудники сопротивляются активной продаже
  • Персонал изначально настроен на отпуск препаратов по запросу
  • Само слово «продажа», а тем более «продавец» – слова запрещенные, обидные, едва ли не ругательные в большинстве аптек

В итоге «нелюбовь» к продажам и стандартам их исполнения – это личная установка и/или скрываемая таким образом профессиональная (в том числе как провизора) некомпетентность сотрудника

Предложение простое: в аптеке нет продавцов, но есть эксперты. Любой сотрудник первого стола выступает экспертом в вопросах выбора конкретного лекарства. Более того, он обязан проявить себя как эксперт. Этого от него ожидают и покупатели, и регуляторы. Как следствие, наша цель – формирование внутренней установки «продавая экспертизу – аптека увеличивает продажи».

 

Почему это работает?

  • Исчезает внутренний конфликт провизора с самим собой, поднимается самооценка
  • Исчезает барьер (личная установка) восприятия и передачи информации
  • Возрастает лояльность к продаваемым брендам

Как результат, продажи идут с иной личностной установкой ключевых лиц, влияющих на конечного потребителя!

Сервис (включая консультацию) – ключевой фактор успеха аптеки и основа роста выручки. Персонал аптеки влияет на продажи куда больше, чем офис, скидки, акции и прочие «танцы с бубнами». Но для успеха необходимо постоянное совершенствование знаний и навыков и постоянная работа с личной установкой.

 

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Рекомендуем к прочтению

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

  • ЦС
    Цуркина Светлана Михайловна20.11.2025

    Это просто ужас ужасный. Отсутствие логики и ума у представителей Минздрава принимающих такие постановления.Те, кто учатся ещё должны переучиваться)) Поздравляю!!!Те, кому скоро на пенсию, со стажем 30-35 лет, наработав колоссальный опыт, должны снова садиться за парту?!Ещё и очно.А, как быть с памятью, после 3-х перенесённых ковидов?Самое обидное, что это бессмысленно... пользы - ноль повдоль.

  • ВЕ
    Вакатова Елена Валентиновна20.11.2025

    Почему обсуждается только переподготовка? Почему не обсуждается переход на должность "Провизор" со специализацией "Фармация" без переподготовки? Ведь в приказе по профстандартам одни и те же функции, что у провизора технолога, что у провизора "Фармация".

  • ПН
    Поспелова Надежда Алексеевна20.11.2025

    Очередное вымогательство денег за доп. Образование. Нужно в суд обращаться на этих законников.

  • Пантелеева Елена Валерьевна23.11.2025

    Почему-то моему поколению больше всего достается.Сначала подняли пенсионный возраст, теперь перед самой пенсией надо переучиваться и проходить первичную аккредитацию!Почему провизор- технолог со стажем 35 лет не может просто перейти на специальность "Фармация",а надо ещё и поучиться.Переучивайте молодёжь без опыта,зачем мне этот геморрой перед пенсией?