Не только оружие и таланты полководцев помогли СССР победить в страшной войне. Важную роль в этом сыграли герои другого фронта — борьбы с опасными инфекциями. О том, как с ними боролись в предвоенное время и прямо на фронте, как под обстрелом производили препараты, какой подвиг совершили при этом женщины и как советским войскам помогли мыши — расскажем в этой статье.
Да здравствует мыло душистое
Еще в ХХ веке многие, казалось бы, ушедшие в историю инфекции вполне себя проявляли на территории нашей страны. Особенно часто встречались вспышки холеры, чему способствовало немало факторов. И прежде всего, это, конечно, антисанитария.
Ликбез уже через несколько лет изменил ситуацию к лучшему, и советские люди стали не только грамотными, но и куда более здоровыми.
Страшный сон антипрививочника
Но агитация, безусловно, была не главным инструментом борьбы с опасными инфекциями. Основную роль сыграла всеобщая вакцинация. Еще в 1919 году в Советской республике приняли декрет об обязательном оспопрививании. Менее чем через 20 лет за счет прививок Черную оспу искоренили полностью.
В 1921-м вышло в свет постановление Совета народных комиссаров о мероприятиях против холерной эпидемии за подписью председателя СНК Владимира Ленина. Нынешним антипривовчникам от прочтения этого документа, возможно, станет не по себе:
«Запретить без предварительной противохолерной прививки посадку пассажиров на железнодорожных и водных путях (кроме пригородного сообщения) — в районах и губерниях, охваченных эпидемией, а также пассажиров, едущих туда», — гласил один из пунктов.
Пример агитационного плаката 20х годов
http://cge.megalink.ru/?p=7816
В районах вспышек заболевания членам Чрезвычайных комиссий было дано право на свое усмотрение проводить обязательную вакцинацию. Отказы и протесты, разумеется, жестко пресекались. Впрочем, скорее всего, к силовому воздействию приходилось прибегать не часто. Документы не зафиксировали никаких «антипрививочных бунтов». Что, впрочем, не удивительно, ведь в отсутствии интернета «Гапонам-антиваксерам» зародиться и массово распространять свои опасные идеи среди населения, было весьма проблематично.
В результате, эпидемиологическая ситуация в предвоенные годы на территории СССР постепенно стабилизировалась. В основном это, конечно, касалось территорий РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. В республиках Закавказья и Средней Азии все было несколько сложнее. Сыграла роль и общая отсталость регионов, которая влияла на менталитет, и наличие соседей, которые соблюдением санитарных норм не заморачивались веками, а о вакцинации и вовсе не слышали.
Показательным примером здесь может служить эпидемия холеры в Узбекистане 1965-го года. Болезнь в республику пришла из соседнего Афганистана. Жертвами тогда стали 80 советских граждан и лишь благодаря хорошо отлаженной советской системе противостояния опасным инфекциям очаг удалось оперативно погасить.
Как мыши вывели из строя немецкий танк
«Удар в спину» холера пыталась нанести и в тот момент, когда по факту решалась судьба нашего народа — во время Сталинградской битвы. Компанию опасной болезни составили и другие инфекции, прежде всего, туляремия. Ну, а началось все с грызунов.
Стоит отметить, что историю Битвы под Сталинградом сопровождает множество мифов и легенд. В некоторые из них трудно поверить. Однако случай когда мыши-полевки вывели из строя танки одной из дивизий Вермахта, выдумкой не является и подтвержден, в том числе документами противника.
Сталинград, 31 января 1943 года.
Г. Зельма / РИА Новости
Инфекционисты под огнем
Вместе с тем грызуны несли нашим войскам не только пользу, но и смертельную опасность, являясь разносчиками инфекций. В условиях интенсивных боевых действий в степи и, особенно в городе риск возникновения эпидемий рос.
Параллельно Военный совет Сталинградского фронта приказал немедленно вернуть из армии всех врачей-специалистов, призванных из противочумных учреждений. Сами учреждения вновь начали работать по профилю.
В Красной Армии туляремией заболело больше 4000 военнослужащих, среди мирного населения число пациентов превысило 40 тысяч. Болезнь свирепствовала в 26 районах области. Сотрудники Сталинградской противочумной станции предприняли беспрецедентные меры, чтобы справится с инфекцией. Были даже сформированы истребительские отряды, которые в ноябре 1942 года, в разгар сражения, переправились на левый берег Волги для борьбы с распространением инфекции.
Стоит отметить, что к тому моменту части 62-й и 64 армий РККА находились в очень тяжелом положении и вели кровопролитные бои с немецкой 6-й армией Паулюса, до разгрома которой оставалось еще около трех месяцев. То есть врачи-инфекционисты и бактериологи вынуждены были бороться с инфекцией буквально под огнем противника. Кроме того, в подразделениях Красной армии были созданы фронтовые военно-санитарные противоэпидемические отряды (ВСПЭО), которые возглавляли врачи-эпидемиологи. Они занимались защитой от инфекции мирного населения и ликвидацией грызунов. В итоге, за счет всех этих активных действий эпидемию туляремии удалось погасить.
Аптечное производство в подвале под обстрелом
Еще раньше, летом 42-го в районе Сталинграда был ликвидирован очаг холеры. К моменту прибытия на фронт эпидемиологов число заболевших уже перевалило за сотню. Жара и разлагающиеся на полях сражений трупы не обещали специалистам ничего хорошего. Отряд Сталинградской ПЧС возглавила врач-бактериолог Элла Томберг, которая действовала решительно.
Сотрудники станции хлорировали колодцы, обеззараживали выгребные ямы и свалки. Кроме того, они помогали врачам не допустить распространения инфекции при лечении заболевших, поддерживая карантин в госпиталях.
Томберг Элла Генриховна - врач-бактериолог, начальник ПЧС в 1945-1946 гг.
Cайт ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт»
Также нарком здравоохранения СССР направил в Сталинград известного врача-микробиолога Зинаиду Ермольеву, которая отличалась отличными организаторскими способностями и известна как создательница отечественных антибиотиков «Мадам Пенициллин». Она сразу инициировала выдачу холерного бактериофага всему оставшемуся населению города и бойцам.
Зинаида Ермольева
ru.wikipedia.org
Ежедневно его должны были получать порядка 50 тысяч человек. Таких запасов в Сталинграде, разумеется, не было, а эшелон с препаратом, отправленным из Москвы, попал под авиаудар немцев.
Заражали ли туляремией специально?
Когда отгремела Сталинградская битва, а командующий 6-й общевойсковой армией Вермахта Фридрих Паулюс сдался в плен бойцам Красной армии, для советских бактериологов и инфекционистов ничего не закончилось. Эпидемиологическая ситуация в разрушенном городе таила еще много опасностей. Однако за счет грамотных действий гражданских и военных инфекционистов и бактериологов, врачей и ученых, опасности эпидемий в разрушенном городе больше не возникало.
«Уровень технологий того времени не позволяли использовать эффективно бактериологическое оружие, даже если оно и было. Опыты японцев 40-х были достаточно беспомощны. Технологии развились до достаточно уровня к концу 50-х, началу 60-х. Вирусы технологиями того времени невозможно было «упаковать». Причины взрывного распространения туляремии — неубранный из-за боев урожай и резкий рост численности грызунов — переносчиков болезни», — подчеркнул Алексей Исаев.
Источники:
- Исаев, А. В. Мифы и правда о Сталинграде / Алексей Исаев. – 4-е изд. – Москва : Яуза : Эксмо, 2013.
- Статья «Некоторые медико-санитарные аспекты Сталинградской битвы», Вестник Российской военно-медицинской академии 3 (63) – 2018
- ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
- Статья Мифы и правда о Сталинграде: Защитники города шли на немцев безоружными? https://www.kp.ru/daily/26728.3/3753325/
- Cайт ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт»