БАД захватывают маркетплейсы?
Торговля БАД на маркетплейсах бьет рекорды: количество продавцов за последний год выросло в 5-6 раз, а продажи на 6 главных маркетплейсах (МП) выросли в 1,5 раза за три квартала текущего года. Производители утверждают, что в связи с ростом объемов конкуренция достигла невиданных масштабов.
Общая картина
Валентина Марченкова, основатель Группы компаний «Сириус», на пятой международной конференции «Что происходит на рынке БАД» поделилась информацией о том, что доля МП в общих продажах БАД установится на отметке около 19 %. Также она замечает, что 2020 года рынок биодобавок на МП увеличился примерно в 20 раз.
По данным экспертов ГК «Сириус», объем рынка БАД на МП в 2023 году составит не меньше 27 млрд руб., тогда как общие продажи на МП и в аптеках подберутся к отметке 150 млрд руб. Производители заверяют, что рост продаж заметно катализировал конкуренцию. Александр Малеев, генеральный директор GLS-pharma замечает: «В этом году не так весело. Мы наблюдаем прирост продавцов на маркетплейсах в 5-6 раз по сравнению с 2022 годом». Малеев считает, что в нынешнем году продажи БАД на МП подскочили примерно в 2 раза, но дальнейшего роста в таких же темпах не ожидается, и четвертый квартал 2023 года будет ненамного выше четвертого квартала 2022 года. «Все маркетплейсы в прошлом году инвестировали в свое собственное развитие, вся Москва была увешана рекламой трех маркетплейсов. Сейчас они не вкладывают в себя, а заставляют вкладывать продавцов, растет комиссия, увеличиваются складские расходы», – констатировал директор GLS-pharma.
Ложка дегтя
Важно отметить, что на данный момент не решена ситуация с недобросовестной конкуренцией со стороны ряда производителей, равно как и не урегулирован вопрос с производителями пищевых добавок, которые продаются под видом БАД. Председатель Совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева подчеркнула, что хотя аптеки и являются крупнейшем каналом продаж биодобавок, рынок в упаковках у них практически вышел на уровень плато. По ее мнению, 2024 год принесет сдержанный рост рынка, увеличатся издержки, это затронет как инвестиции в digital и медиа, так и цены на сырье и логистику. Она ожидает крайне активную конкуренцию среди всех каналов продаж, а также рост значимости бренда.
Возможен ли кризис БАД?
Новое постановление Правительства РФ № 1944, утвержденное 21.11.2023 и опубликованное 27 ноября, может поспособствовать стагнации рынка БАД. Постановлением утвержден список случаев, когда запрещена продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке. Система начнет действовать с 1 ноября 2024 года.
В постановлении перечислены случаи, при которых запрещается продажа маркированной продукции, о чем должна сообщить система маркировки перед реализацией. Перечень касается всех товаров, подлежащих на текущий момент обязательной маркировке: БАД, парфюмерной продукции, упакованной воды и т.д.
Перечень оснований для запрета продажи БАД:
· в системе маркировки отсутствуют сведения о таком товаре;
· на момент продажи такой товар помечен как выведенный из оборота;
· реализация товара приостановлена или запрещена регулятором;
· в системе маркировки отсутствует информация о вводе товара в оборот;
· у товара истек срок годности;
· код проверки товара не соответствует характеристикам КИЗ (формат, структура).
Image by Freepik