
Эксперты ЦНИИОИЗ (Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения) совместно с Минздравом России, а также НМИЦ терапии и профилактической медицины разработали Методические рекомендации для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи.
Авторы документа предлагают изменить порядок движения пациентов на первом этапе обращения в лечебное учреждение. Часть организационных и административных функций, которые сейчас выполняет врач или медсестры, планируется передать немедицинским работникам (администраторам, регистраторам, сотрудникам колл-центров). Примеры таких функций:
- сбор сведений о состоянии пациента
- сборк объективных данных перед приемом врача
- помощь пациенту в заполнении диагностических анкет.
Часть функционала планируется передать медсестрам, например:
- сбор анамнеза и жалоб,
- антропометрию (вес, рост, объем талии и т.д)
- термометрию (измерение температуры тела)
- тонометрию (измерение артериального давления).
Предполагается, что новый подход позволит высвободить время врача на его непосредственные обязанности и обеспечит большую доступность медицинской помощи.
В документе, который принят Ученым советом ЦНИИОИЗ 27 сентября 2023 года, описаны:
- роли всех участников процесса вплоть до главного врача: регистраторов, среднего медицинского персонала, врачей;
- пути движения пациентов с указанием подразделений: регистратура, сестринский пост, отделение медицинской профилактики, кабинет выдачи справок и направлений;
- время ожидания в случае разных целей обращения.
Кроме того, выделено 7 основных целей обращения, включая первичный и повторный прием у врача и обращение за справками, а также предложено максимально автоматизировать процессы записи на первичный прием, чтобы «доля личных обращений для записи на первичный прием в структуре всех возможных вариантов записи была минимальной».