
Мы постоянно встречаемся с жалобами фармацевтов и провизоров на несоблюдение трудового кодекса РФ работодателями. Возможно, усиление прокурорского надзора уменьшит количество нарушений в аптечной рознице.
9 января на официальном сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов был выложен паспорт приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан». В фокусе внимания оказался в том числе контроль за правами фармработников и производителей медоборудования. С 19-го января проект находился на этапе завершения независимой антикоррупционной экспертизы. Ожидается скорая финализация этого процесса, определение заключительной версии текста и официальная публикация акта.
Цель проекта
Основная цель нового приказа заключается в совершенствовании надзора за соблюдением конституционных прав граждан на труд в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Суть проекта
Для достижения системного и эффективного контроля за соблюдением трудовых прав граждан разработан целый комплекс мер. Заострим внимание на самых важных пунктах.
1. Регулярно предупреждать и пресекать правонарушения в сфере оплаты и охраны труда, фактов уклонения от оформления трудовых отношений и выплаты неофициальной заработной платы (ЗП). Добиваться устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности, восстановления прав граждан.
2. Права работников, производящих и реализующих медицинское оборудование и лекарственные средства, — одни из приоритетных.
3. Регулярный сбор, обобщение, анализ и оценка информации о законности в сфере трудовых отношений, а также интернет-мониторинг, поиск судебных решений о взыскании ЗП, исполнительных производств на наличие сведений о субъектах, допускающих системные нарушения. Анализ задолженностей по налогам и сборам с целью выявления возможных фактов невыплаты ЗП. Полученные результаты — основания для проверок.
4. Выявлять организации, уклоняющиеся от предоставления в Росстат сведений о просроченной задолженности по ЗП, и направлять должников-респондентов на статистический учет.
5. По каждой организации, имеющей долги по ЗП, обладать сведениями о размере задолженности, ее периоде, количестве работников, перед которыми она имеется, перспективах погашения, а также об экономическом состоянии должника, для чего сформировать соответствующий реестр.
6. В интересах работников инициировать погашение задолженности по оплате труда перед ними за счет бюджетных средств с одновременной уступкой права требования долга по ЗП в пользу органов гос. власти и местного самоуправления.
7. Жалобы двух и более лиц на невыплату ЗП одной организацией, нарушение законодательства об охране труда, отказ в оформлении трудовых отношений, а также факты массового несоблюдения трудовых прав – основание для проведения проверки в отношении всех ее работников.
8. При возникновении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей об увольнениях работников, о сокращении штата, невыплате или снижении ЗП, незамедлительно организовывать проверки с привлечением контрольно-надзорных органов и информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.
Важно заключить, что приказ Генерального прокурора РФ от 15.03.2019 № 196 «Об организации надзора за соблюдением трудовых прав граждан» признается утратившим силу. Тогда как новый приказ расширяет прокурорские полномочия для защиты трудовых прав мед- и фармработников, а их работодатели отныне находятся под усиленным разносторонним контролем. В самом деле, проверка прав всех работников организации в случае жалобы хотя бы двух сотрудников – это грозно. Работодатель десять раз подумает, прежде чем нарушать закон.
Источники:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Image by Freepik