невролог-ординатор, сотрудник НИОХ СО РАН, медицинский журналист
В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, запрещающий дистанционное обучение для медицинских и фармацевтических специалистов.
Авторы проекта считают, что это повысит качество подготовки медицинских специалистов и обеспечит их необходимыми практическими навыками, которые невозможно в полной мере освоить в дистанционном формате.
Инициатива получила поддержку Комитета по просвещению и, как ожидается, будет рассмотрена на пленарном заседании в ноябре.
Авторы законопроекта подчеркивают необходимость интеграции современной теории и практики в процессе обучения медицинских работников. Критически важно, чтобы будущие врачи и фармацевты проходили подготовку в условиях, максимально приближенных к реальной клинической практике, что обеспечит необходимую профессиональную компетентность, — поясняют они.
Одна из ключевых проблем текущей системы образования, по мнению законодателей — недостаточная проверка материально-технической базы и квалификации преподавательского состава при выдаче лицензий образовательным учреждениям. В результате некоторые образовательные организации не способны обеспечить высокий уровень подготовки специалистов, а это снижает качество медицинской помощи.
Законопроект предусматривает ужесточение лицензионных требований для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку медицинских кадров. Учреждения, не обладающие необходимой инфраструктурой и квалифицированным преподавательским составом, не смогут получить лицензии.
До 1 сентября 2025 года все медицинские вузы и организации дополнительного профессионального образования обязаны пройти проверку в Росздравнадзоре, который оценит их соответствие образовательным стандартам, наличие клинической базы и кадрового ресурса.
Особое внимание уделено стандартизации дополнительного профессионального образования. Министерство здравоохранения возьмет на себя разработку типовых дополнительных профессиональных программ, что обеспечит единый уровень подготовки специалистов по всей стране. Это позволит гарантировать, что сертификаты о повышении квалификации действительно подкреплены актуальными знаниями и необходимыми практическими навыками, которые требуются для работы в современных условиях.
Запрет на дистанционное обучение может коснуться как основных образовательных программ, так и дополнительного профессионального образования.
«Медицинская профессия требует прямого контакта с пациентами и освоения практических навыков, которые невозможно приобрести посредством дистанционного обучения», — отметил глава Комитета по охране здоровья Госдумы Бадма Башанкаев.
Депутаты подчеркнули, что оптимальным решением может стать смешанная форма обучения, при которой теоретические дисциплины могут быть изучены удаленно, а практические навыки отрабатываются исключительно очно. Только это, по их мнению, повысит качество подготовки медицинских специалистов.
Коллеги, что думаете? Станет ли благом для нас запрет на дистант, или только принесет лишние неудобства фармспециалистам?
Благодаря работе заработала миопию. Все время за экраном монитора + в аптеках сейчас практически нет естественного света. Окна закрывают рекламными щитами, стеллажами. Глаза в постоянном напряжении. Очень удивлена такому решению!
Серова Елена Анатольевна25.04.2025
Спасибо за статью. Очень важно,что стрептококковые инфекции остаются серьезной медицинской проблемой из-за широкого спектра патологий и роста антибиотикорезистентности.
Петряева Татьяна Генриховна25.04.2025
Очень познавательно.сколько же их много этих микробов... А антибиотиков так мало... Вот тебе и резистентность.
Власова Анна Петровна25.04.2025
Вроде, с одной стороны, медицина не стоит на месте. Много чего разрабатывает я. А с другой стороны, старые стрептококковые инфекции никуда не делись. Печально