Аптечная розница: жизнь под санкциями
Что изменилось в жизни аптек с февраля 2022 года — ассортимент, цены и негатив покупателей
Спустя 5 месяцев жизни под западными санкциями фармацевтический рынок, кажется, наконец, оправился от потрясений. После ажиотажных весенних продаж последовал закономерный спад и выравнивание спроса — потребители успокоились, удостоверившись, что витрины аптек не пустеют, не смотря на сложную геополитическую ситуацию. «Лекарственного блэкаута» в России не произошло: зарубежные поставщики препаратов активно трансформируют логистику, а отечественные производители строят новые каналы обеспечения фармсубстанциями из Азии. Тем не менее, «наша жизнь уже не будет прежней» — события последних месяцев запустили процесс глубокой трансформации российского фармацевтического рынка. И, пожалуй, сильней всех эти изменения ощущает на себе именно фармацевтическая розница — ведь в то время, когда производители и дистрибьюторы ведут переговоры в просторных кабинетах, работникам аптек приходится держать удар «на передовой», у первого стола. Для того, чтобы понять, как живется аптечным работникам в эпоху санкций, мы провели специальный опрос. В конце июля в нём поучаствовало 714 человек из разных регионов России. Представляем вам его любопытные результаты.
Стабильность поставок
Первый важный аспект лекарственного обеспечения — это, собственно, наличие лекарств в аптеках. Ведь, если товара нет в наличии, то не важно сколько он стоит — купить его все равно не получится. Со времен «перестройки» на российском фармацевтическом рынке сформировалась эффективная цепочка «производитель (или поставщик в РФ) - дистрибьютор - розница (аптека)». Настоящим испытанием для нее стали даже не сами санкции, а ажиотажный спрос на лекарственные препараты в марте 2022 года. Привычные запасы ЛС у дистрибьюторов и поставщиков мгновенно иссякли, а на увеличение интенсивности поставок потребовалось некоторое время. Это привело к задержкам поставок в аптеки, что на фоне «истеричного» спроса, конечно же, не осталось незамеченным СМИ. Судя по всему, описываемое явление было достаточно распространенным в регионах России — на вопрос «Участились ли задержки поставок препаратов в вашу аптеку?»:
- 55% наших респондентов ответили «Все как всегда, учащения задержек не наблюдаю»
- 30% опрошенных признались, что «задержки стали чаще»
- 15% выбрали радикальный вариант «Да, задержки стали значительно чаще».
Дефектура лекарственных препаратов
Одно дело, если поставщики «кормят завтраками», но еще хуже, когда востребованный препарат и вовсе исчезает из ассортимента. Именно дефектура — главная опасность для системы лекарственного обеспечения. В связи с этим Минздрав особым приказом создал специальную межведомственную комиссию, которая призвана определять риски дефектуры тех или иных препаратов и заранее предпринимать меры — разрешать их ввоз в иностранной упаковке («параллельный импорт») или давать разрешение на ускоренную регистрацию дженериков. Судя по результатам нашего опроса, дефектура на российском фармрынке имеет место. На вопрос «Наблюдаете ли вы рост дефектуры?»:
- 40% респондентов ответили «Да»
- 60% выбрали ответ «Нет».
Те же, кто признал наличие дефектуры, не были голословными и указали наименования препаратов, которых не хватает (не хватало) в их аптеке. Чаще всего респонденты упоминали эти ЛС (в порядке убывания частоты):
- «Нурофен»
- «Финлепсин»
- «Дивигель»
- «Карбамазепин»
- «L-тироксин»
- «Пульмикорт»
- «Прогинова»
- «Эутирокс»
- «Амоксиклав»
- «Вобэнзим»
- «Депакин»
- «Оземпик»
- «Гексорал»
- «Остеогенон»
- «Снуп»
- «Форадил»
- «Катеджель».
Рост цен
Внешние экономические факторы и ажиотажный спрос неизбежно отразились на стоимости лекарственных препаратов в аптечной рознице. Так, по данным аналитического агентства DSM Group, рост средневзвешенной стоимости упаковки ЛС за первые 4 месяца 2022 года составил 22% (к аналогичному периоду прошлого года). Причем если показатель января 2022 года составил скромные 9%, а февральское удорожание достигло 16%, то в марте цены подскочили сразу на 35%, а апрель к апрелю вырос на 25%.
Эти ценовые скачки отразились и на результатах нашего опроса. На вопрос «Фиксируете ли вы особое удорожание препаратов за последние несколько месяцев?»:
- 58% респондентов ответили «Да, цены выросли существенно»
- 39% выбрали вариант «Рост цен обычный»
- 3% вообще не заметили удорожания ЛС.
Негатив от клиентов
Работать за первым столом в аптеке — значит не только давать фармацевтические консультации и отпускать препараты или БАД. Это, к сожалению, еще и быть «громоотводом» и бесплатным психотерапевтом. Как известно, здоровые и веселые люди в аптеку не ходят. А в ситуации общей повышенной тревожности тем более. То, что негатив в обществе вырос — не умозрительные заключения: продажи антидепрессантов в России выросли за 6 месяцев года, по оценкам разных экспертов, на 66-77%. Удар «народной стихии» ощутили на себе большинство наших респондентов: на вопрос «Вырос ли объем негатива по стороны покупателе?»:
- 47% опрошенных ответили «Да, умеренно»
- 31% выбрали вариант «Да, очень сильно»
- 22% оценили уровень потребительского негатива на обычном уровне.
В этой ситуации остается пожелать коллегам сил и умения пропускать чужой негатив мимо ушей, не фиксируясь на нем.
Планы продаж
Но беспокойство первостольника могут вызывать не только клиенты — тревожные новости нередко исходят и от руководства аптеки или из офиса аптечной сети. Повышенные планы продаж, просьбы «затянуть пояса», очередные мотивационные нововведения — все это настигает аптечных работников в тяжелые для бизнеса времена. Статистику на эти темы фармацевтический бизнес зачастую не публикует, да и государство в подобные тонкости обычно не вникает, поэтому нам пришлось полностью полагаться на результаты нашего опроса. Ответы на вопрос «Растут ли в вашей аптеке планы продаж или другие требования со стороны руководства?»: распределились следующим образом:
- Да, растут — 45%
- Не изменились — 44%
- Да, ощутимо растут — 11%
- Нет, уменьшились — 2%
Судя по всему, большей части наших читателей руководство дает спокойно работать в прежнем режиме. Однако, для значительно доли респондентов (45%) санкционные времена обернулись новым витком «оптимизации» и «повышения эффективности».
Доходы первостольников
В прямой связи с политикой аптечного руководства находится и следующий аспект — динамика доходов первостольников. Ажиотажный спрос привел к рекордным показателям продаж фармацевтической розницы, а ощутили ли его на себе (своих банковских карточках) работники аптек? Поборникам справедливости и сторонникам социалистических экономических теорий результаты нашего опроса могут показаться вопиюще несправедливыми:
Формулировка вопроса была следующей: «Изменился ли ваш доход по основному месту работы (в аптеке) за последние месяцы?». Распределение ответов показывает, что рядовые сотрудники аптек деньги лопатой грести не начали:
- Не изменился — 45%
- Немного снизился — 29%
- Снизился существенно — 16%
- Немного вырос — 8%
- Вырос значительно — 2%
Порадуемся за тех нескольких коллег, кому повезло, оставим этот вопрос на совести «невидимой руки рынка».
Прогноз на год вперед
На фоне всего вышеописанного особо радуют результаты по вопросу, завершающему наше мини-исследование. «Каков ваш прогноз на год вперед?», — спросили мы своих читателей.
Подавляющее большинство респондентов (67%) посчитали, что «Все стабилизируется и вернется на круги своя», и лишь 33% уверены, что «Препараты продолжат исчезать». Такой оптимизм в отношении своей работы вселяет надежду на то, что фармацевтическая отрасль России выйдет из всех стрессовых трансформаций обновленной и более эффективной. И хоть ведущие эксперты отрасли пока боятся давать конкретные прогнозы, пока люди «на местах» верят в отечественную фарму — у нее есть все шансы.