COVID не приходит один или приходит?
Долгосрочные последствия коронавирусной инфекции для организма человека — обзор свежих научных публикаций
Последствия COVID-19 — актуальная тема для домыслов и пересудов у пациентов и клиентов аптек. Люди склонны сопоставлять не связанные друг с другом факты и делать ошибочные выводы. И если врачу они высказывать свои предположения постесняются, то первостольник в аптеке — это «свободные уши». Более того, поставив самому себе диагноз, человек нередко пытается заниматься самолечением — «устранять последствия коронавируса» самостоятельно. Для того, чтобы грамотно проконсультировать клиента аптеки, и, быть может, даже предостеречь от опрометчивой самовольной фармакотерапии, первостольнику стоит иметь представление о характере и частоте клинически подтвержденных долгосрочных последствий COVID-19. Для того, чтобы представить наиболее адекватный взгляд на этот вопрос, мы обратились не просто к отдельным научным публикациям, а к результатам систематических обзоров и мета-анализов научной литературы по заданной теме. Для начала мы рассмотрим общий срез имеющихся публикаций по всем долгосрочным последствиям коронавируса для здоровья, а затем затронем исследования, касающиеся наиболее «острых» направлений — ментальное здоровье, сердечно-сосудистые заболевания и педиатрия.
Обзор долгосрочных последствий коронавирусной инфекции у взрослых
В 2021 году исследователи Lopez-Leon, Wegman-Ostrosky и Perelman с коллегами опубликовали результаты систематического обзора, посвященного долгосрочным последствиям COVID-191. В него вошли данные 21 мета-анализа и результаты 47 910 пациентов в возрасте от 17 до 87 лет. Всего обзор затронул 55 долгосрочных эффектов (включая симптомы и лабораторные параметры). Стоит отметить, что под «длительными» в собранных в обзоре исследованиях подразумеваются последствия в период с 14 до 110 дней после вирусной инфекции. Такой большой временной разброс обусловлен величиной выборки. Исследователи подсчитали, что у 80% инфицированных пациентов с SARS‐CoV‐2 развился один или несколько долгосрочных симптомов. Пятью наиболее распространенными симптомами были:
- усталость (58%)
- головная боль (44%)
- нарушение внимания (27%)
- выпадение волос (25%)
- одышка (24%).
По данным других исследований, усталость также является наиболее распространенным симптомом длительного и острого COVID-192. Он наблюдается даже через 100 дней после появления первых симптомов острой коронавирусной инфекции. При этом, симптомы, наблюдаемые у пациентов после COVID-19, частично напоминают синдром хронической усталости (СХУ), который включает в себя наличие тяжелой «инвалидизирующей усталости», боли, нейрокогнитивных нарушений, нарушения сна, симптомов, указывающих на вегетативную дисфункцию, и ухудшение общих показателей организма после незначительного увеличения физической и/или умственной нагрузки3.
Всего же в литературе, помимо перечисленных, описывается целый ряд в той или иной мере «долгосрочных» эффектов COVID-19, а именно:
- агевзия (потеря вкуса)
- аносмия (потеря обоняния)
- полипноэ (частое поверхностное дыхание) после физических нагрузок
- суставная боль
- кашель
- потливость
- тошнота и рвота
- боль/дискомфорт в груди
- потеря памяти
- потеря слуха или шум в ушах
- тревожность
- депрессия
- расстройства ЖКТ
- потеря веса
- кожные высыпания
- увеличение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя
- учащенное сердцебиение
- фибромиалгия
- перемежающаяся лихорадка
- расстройства сна
- сниженная диффузионная способность легких
- апноэ сна
- озноб
- психические заболевания
- синдром красного глаза
- легочный фиброз
- гиперемия
- сахарный диабет
- мокрота
- отеки конечностей
- головокружение
- инсульт
- боль в горле
- перемены настроения
- дисфория (приступы раздражительности)
- обсессивно-компульсивное расстройство
- гипертония
- миокардит
- почечная недостаточность
- посттравматическое стрессовое расстройство
- аритмия.
Ментальные нарушения
При составлении своего систематического обзора4 N. Wallbridge Bourmistrova с коллегами изучили 885 исследований, из которых лишь 33 включили в обзор. В этих 33 исследованиях поучаствовали 6743 человека. Средний возраст составил 57,8 лет, из них 63,0% — мужчины. Участники, как правило, не испытывали никаких симптомов, или же испытывали «умеренные» симптомы долговременной тревоги и депрессии. Нарушения сна (в первую очередь бессонница) также чаще всего отмечались как легкие. Распространенность ПТСР была аналогична тревоге и депрессии. В итоге авторы работы приходят к выводу о том, что долгосрочная распространенность тревоги, депрессии, ПТСР и нарушений сна у перенесших COVID-19 пациентов сопоставима с общим уровнем для населения. Однако ученые отмечают «общее воздействие пандемии», которое, по их данным, связано с ухудшением психиатрических симптомов.
Сердечно-сосудистые болезни
В своей работе «Профилактика долгосрочных сердечно-сосудистых эффектов COVID-19»5 R.C. Becker отмечает, что наиболее распространенными симптомами являются усталость, одышка, боли в суставах, боль в груди, кашель, бессонница и головная боль. Однако никакого значимого влияния перенесенной коронавирусной инфекции на сердечно-сосудистую систему, он не обнаруживает. При этом, он дает достаточно очевидные рекомендации — с особой тщательностью наблюдать состояние пациентов с ССЗ после перенесенного ими COVID-19.
Педиатрия
Схожая ситуация «без сенсаций» наблюдается и в педиатрической научной литературе. J.F. Ludvigsson изучил клинический случай о долгосрочных последствиях коронавируса у пятерых шведских детей, а также составил систематический обзор научной литературы, чтобы понять, насколько подобные ситуации редки6.
Средний возраст пятерых детей с длительными последствиями COVID-19 составлял 12 лет (диапазон 9-15 лет), и четверо из них были девочками. У них наблюдались симптомы в течение 6-8 месяцев после того, как им был поставлен клинический диагноз COVID-19. Ни один из них не был госпитализирован при постановке диагноза, но позже одного из детей лечили в клинике от миоперикардиальный воспалительный синдром. У всех пятерых детей наблюдались усталость, одышка, учащенное сердцебиение или боль в груди, а у четверых — головные боли, трудности с концентрацией внимания, мышечная слабость, головокружение и боль в горле.
Систематический обзор, в свою очередь, выявил 179 публикаций, 19 из которых были признаны автором актуальными и подробно изучены. Ни в одной из них не содержалось никакой информации о длительных последствиях COVID-19 у детей. В итоге Ludvigsson приходит к осторожному выводу о том, что дети «могут испытывать» те же длительные симптомы COVID-19, что и взрослые, и при этом у девочек риск подобных проявлений выше.
Таким образом, обзоры научной литературы показывают «общие места» множества исследований, а именно — усталость, одышка и боли различной локализации в качестве наиболее вероятных долгосрочных последствий COVID-19.
Источники:
- Lopez-Leon S., Wegman-Ostrosky T., Perelman C. et al. More than 50 long-term effects of COVID-19: a systematic review and meta-analysis. Sci Rep 11, 16144 (2021)
- Townsend L. et al. Persistent fatigue following SARS-CoV-2 infectionis common and independent of severity of initial infection. PLoS One 15, e0240784. (2020).
- Wostyn P. COVID-19 and chronic fatigue syndrome: Is the worst yet to come? Med.Hypotheses 146,110469. (2021)
- Wallbridge Bourmistrova N., Solomon T., Braude P. et al. Long-term effects of COVID-19 on mental health: A systematic review. Journal of Affective Disorders, (2022).
- Becker, R.C. Anticipating the long-term cardiovascular effects of COVID-19. J Thromb Thrombolysis 50, 512–524 (2020).
- Ludvigsson JF. Case report and systematic review suggest that children may experience similar long-term effects to adults after clinical COVID-19. Acta Paediatr. 2021 Mar;110(3):914-921. doi: 10.1111/apa.15673. Epub 2020 Dec 3. PMID: 33205450; PMCID: PMC7753397.
Image on Freepik