С 1 января 2014 года в РФ введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения», далее — ГОСТ Р (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 № 1612-ст). Согласно ГОСТ Р, услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя для удовлетворения потребности потребителя. Услуги, оказываемые населению, можно разделить на
- материальные
- нематериальные (социально-культурные)
- смешанные.
Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Оказание материальной услуги включает деятельность по отношению к материальному продукту, в том числе, тому, который предоставляется потребителю.
Нематериальная (социально-культурная) услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.
Исходя из положений ГОСТ Р мы можем определить фармацевтическую услугу как нематериальную, поскольку она удовлетворяет потребности в информации о товарах аптечного ассортимента для поддержания нормальной жизнедеятельности потребителя.
Однако, эксперты склонны давать определения фармацевтической услуге, как смешанной. Например, в научных трудах встречаются и другие определения. Например, проф. Солонинина А.В. (Миссия и номенклатура фармацевтических организаций // Экономический вестник фармации. – 2001. – №5. – С. 15–18) говорит, что: «Фармацевтическая услуга – это совокупность мероприятий по обеспечению лекарственными, лечебно-профилактическими, диагностическими средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукцией в системе здравоохранения». Интересное определение приводит известный специалист в области фармацевтической деятельности Лисовский П.А. (Организационно-экономические особенности предоставления фармацевтических услуг населению городов // Современные проблемы экономики, социологии и права. – 2007. – С. 106–109). Он говорит о том, что «фармацевтическая услуга – процесс, направленный на удовлетворение потребностей населения в фармацевтической продукции посредством получения информации о них и последующем приобретении в аптеках, а также в рамках лечебно-профилактической помощи».
Так или иначе фармацевтические услуги можно подразделить на два типа, вслед за Фединой Е.А. (Справочник провизора-консультанта.-М.:МЦФЭР, 2005.-336 с.):
- С отсроченным приобретением лекарственного средства – когда потребитель получает информацию, а приобретает лекарственное средство в разные дни либо не приобретает совсем
- С одновременным приобретением лекарственных средств безрецептурного отпуска.
Ответственность
Законодательство закрепило ответственность за предоставление недостоверной информации в рамках фармацевтической услуги.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена статья 14.8 «Нарушение иных прав потребителей». Часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей.
Чем консультирование отличается от услуги?
В нашей стране традиционно под термином «фармацевтические услуги» понимаются все виды услуг, которые оказывают фармацевтические работники аптек для решения проблем фармакотерапии пациента. В этой связи фармацевтические услуги тесно связаны с термином «Фармацевтическое консультирование», которое определено намного лучше, чем фармацевтические услуги.
Согласно п.53 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н, розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск и фармацевтическое консультирование. Обязанности фармацевтических специалистов (провизор, фармацевт) в рамках фармацевтического консультирования подробно прописаны в Профессиональных стандартах.
Так в Профессиональном стандарте «Провизор» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 № 91н) есть трудовая функция – информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента.
Эта трудовая функция состоит из последовательности трудовых действий:
- Оказание консультативной помощи по правилам приема и режиму дозирования ЛП, их хранению в домашних условиях
- Оказание консультативной помощи по правилам эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях
- Оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных ЛП и других товаров аптечного ассортимента
- Оказание консультативной помощи по вопросам применения и совместимости ЛП, их взаимодействию с пищей
- Информирование врачей о новых современных ЛП, синонимах и аналогах, о возможных побочных действиях ЛП, их взаимодействии
В более свежем профессиональном стандарте «Фармацевт» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2021 № 349н) уже прямо описана трудовая функция – Фармацевтическое консультирование.
Она включает в себя следующие функции:
- Определение потребностей посетителей аптеки в ЛС и товарах аптечного ассортимента
- Предоставление информации о правилах отпуска ЛП (по рецепту медицинского работника и без рецепта)
- Консультирование посетителей об имеющихся в продаже ЛП, в том числе о наличии других торговых наименований в рамках одного МНН и ценах на них, о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии ЛП при одновременном приеме между собой и/или с пищей, правилах их хранения в домашних условиях
- Оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных ЛП и товаров аптечного ассортимента с учетом их возможного взаимодействия и совместимости с другими ЛП
- Оказание консультативной помощи по эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях с учетом технической и эксплуатационной документации производителя
- Регистрация обращений потребителей о возникновении побочных действий, реакций при применении ЛП (нежелательных, серьезных нежелательных, непредвиденных), об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности ЛП.
Как видно из этих нормативных документов, фармацевтическое консультирование является неотъемлемой частью профессиональной деятельности фармацевтического специалиста.
Фармацевтический работник — продавец или нет?
Теперь подходим к главному и насущному вопросу. Для меня ответ однозначен. НЕ ПРОДАВЕЦ!!!
При отпуске ЛП и товаров аптечного ассортимента на фармацевтического работника возлагается БОЛЬШАЯ ответственность, так как прием любых лекарств связан с риском.
Это объясняется не только свойствами конкретного лекарства и личными качествами фармацевта, но и его ответственностью за рекомендации, которые он дает посетителям аптеки. Недопустимо, чтобы рекомендация по безрецептурному лекарству спровоцировало заболевание или его обострение.
Источники:
- Федина Е.А. Справочник провизора-консультанта.-М.:МЦФЭР, 2005.-336 с.
- А.А. Клименкова, Л.Н. Геллер, А.А. Скрипко, Л.А. Гравченко, Э.А. Коржавых. Фармацевтические услуги: состояние и тенденции развития. Фармация и фармакология. 2021;9(1):32-53. DOI: 10.19163/2307-9266-2021-9-1-32-53
- СПС «Система ГАРАНТ».