Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Клятва Гиппократа: текст на русском языке и комментарии

99
3
≈ 9 мин


В современном мире медицинские работники довольно часто, по поводу и без, слышат от пациентов избитую фразу: «Вы же давали Клятву Гиппократа!» Но произнося эту фразу обыватель почти никогда не знает текста этой самой Клятвы и заложенного в нее смысла, неверно трактуя Клятву как строгое обязательство каждого медика безвозмездно и круглосуточно работать на благо пациентов, позабыв о своем отдыхе, своих правах и материальном благополучии. 

Читайте интересные материалы о лекарственном взаимодействии:
ЛС и алкоголь
ЛС и грейпфрут
Димедрол по классике
Силденафил и плохие сочетания с ним

Полный текст Клятвы Гиппократа с комментариями

Именно в таком виде дошла до нас Клятва Гиппократа в переводе профессора Владимира Ивановича Руднева — известного российского и советского психиатра, психолога, историка медицины, который в течение 45 лет вел кропотливую подвижническую работу над переводом с греческого языка на русский язык трудов Гиппократа1.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому…»2

Почему клятва приносится именно этим богам? В  мифологии Древней Греции Аполлон был покровителем искусств и наук, включая врачевание; Асклепий — сын Аполлона, также покровитель врачей, Гигиея — богиня здоровья и Панакея — целительница, обе — внучки Аполлона3.

«Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения страдающим каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. 

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»2.

В последней части Клятвы предпринята попытка заложить основы врачебной ответственности. То есть речь идет не только о возможной благодарности, но и о последствиях негативных результатов. В данном случае несчастная жизнь и бесславие потомков.

Попытки установить для врача неотвратимое наказание проводились постоянно — это и публичная казнь за невылеченный недуг, и обязательное шествие лечащего врача с непокрытой головой впереди похоронной процессии. Однако длительное время обучения и большие усилия, которые необходимо затратить, чтобы овладеть врачебным искусством, а также снижение его прибыльности и популярности в обществе заставили власть имущих впоследствии отойти от крайних мер.

При этом стоит заметить, что сам Гиппократ занимался врачеванием за вознаграждение и не просто жил в достатке, а был одним из богатейших эллинов своего времени3.

Историческая справка

Точная дата написания Клятвы неизвестна, однако предполагается, что оригинальный текст был создан в Александрии примерно в IV в. до н. э. 3 и  принадлежит к «сборнику Гиппократа» — собранию сочинений древнегреческих врачей, в том числе, самого Гиппократа, созданных примерно за столетие (около 440-360 гг. до н. э.)1.

Интересно, что сам Гиппократ умер около 370 г. до н.э. и во время его жизни слова Клятвы нигде не упоминались. Поэтому есть точка зрения, что текст Клятвы появился заметно позже — в качестве слов клятвы самому Гиппократу как учителю Косской медицинской школы (главная медицинская школа Древней Греции на острове Кос) — «Клятва Гиппократу»4.

Историческое значение

Клятва суммировала моральные принципы профессии врача в понимании эллинистического мира и стала первым в истории общеизвестным положением о врачебной этике и медицинской деонтологии4. Именно общеизвестным и самым широко распространенным положением, ведь до нее уже существовали другие клятвы —  так, например, 1500 годом до н. э. датируется клятва индусских врачи5. Впоследствии клятва Гиппократа стала базисом для создания главного постулата профессиональной этики врача — «Non nocere», то есть «Не навреди!»4.

Толкование клятвы

Текст Клятвы содержит около 250 слов и заключает в себе 9 основных этических принципов или обязательств4.

  1. Вопреки общественному мнению основной акцент Клятвы сделан не на пациенте, а на обязательствах ученика перед учителем (до 30 % текста): «…Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями… его потомство считать своими братьями».
  2. Принцип не причинения вреда («Не навреди!»): «…Воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». 
  3. Принцип милосердия возлагает обязательства оказания помощи больному: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением».
  4. Принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного». 
  5. Обязательство отказа от интимных связей с пациентами: «…От любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». 
  6. Обязательство личного совершенствования
  7. Принцип конфиденциальности подразумевает обязательство сохранения врачебной тайны: «Что бы при лечении… я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской… я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
  8. Первый принцип уважения к жизни  отрицательное отношение к эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».
  9. Второй принцип уважения к жизни — отрицательное отношение к абортам: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Просуществовав свыше 2 тысяч лет, Клятва Гиппократа отчасти перестала отвечать современным реалиям, о чем давно велись дискуссии во всем мире. Тем не менее, Клятва заложила основу для создания других торжественных присяг и/или обещаний. Например, в Московском императорском университете на медицинском факультете было принято «факультетское обещание» — его приносили выпускники перед окончанием университета. К слову, его давал и А.П. Чехов.

В 1948 году на 2-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации в Женеве была принята Женевская декларация, которая в дополненном и исправленном виде поныне служит фактически международной клятвой врачей3. В нашей стране ее сначала сменила «Присяга врача Советского Союза» (1971 г.) — торжественное обещание лиц, окончивших медицинский вуз и получивших звание врача; а затем «Клятва российского врача» (1994 г.), «Клятве врача России» (1999 г.) и «Клятва врача» (2011 г.)1.

Источники:

  1. Патрикеева Е. В., Патрикеева Н. С. ИСТОКИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ: КЛЯТВА ГИППОКРАТА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ //Медицинское образование сегодня. – 2020. – №. 4. – С. 65-78.
  2. Мелик-Гайказян И. В., Мещерякова Т. В. Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики //Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2015. – Т. 9. – №. 1. – С. 35-44.
  3. Риффель, А. В. Современные проблемы законодательного регулирования медицинской деятельности в Российской Федерации   / Риффель А. В. , Рачин А. П. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-4994-3. 
  4. Крайнюков П.Е., Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Мусаилов Г.Р. Клятва Гиппократу и деонтология в современной медицине. Клиническая медицина. 2021;99(7–8):409–413. DOI: 
  5. Рождественская Т. А. и др. КЛЯТВА ГИППОКРАТА И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНЫ И ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. – 2017. – С. 433-434.

Imge by Freepik

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии