Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Обязательная маркировка БАД: что думают работники аптек?

2
2

Уже в октябре 2023-го года в России может быть введена обязательная маркировка БАД – такое предложение внес Минпромторг РФ. Вводить систему предлагается поэтапно, в течение двух лет. Поштучно каждая проданная упаковка БАД по плану должна будет отслеживаться в сентябре 2025-го года. Станет ли нововведение такой же головной болью для аптек, как и маркировка ЛП? Или на основе уже полученного опыта всё должно пройти гладко? Наши коллеги, портал Фарма РФ, узнали, что думают по этому поводу работники аптек.

1. Ожидаете ли вы, что запуск системы маркировки БАДов пройдет без сбоев?

Оптимистичных ответов на этот вопрос было в четыре раза меньше, чем пессимистичных (или реалистичных?). Почти 80% опрошенных уверены, что проблемы будут: «Уверена на 100%, что с маркировкой будут бесконечные проблемы», – пишет одна из участниц опроса. Впрочем, было высказано и мнение, что сложности возникнут не у всех: «Будут проблемы у тех, кто не участвовал в пилоте».

2. Что заставляет вас думать, что с введением обязательной маркировки БАД не возникнет проблем? (можно было выбрать несколько вариантов)

Меньше 40% опрошенных смогли увидеть хоть какие-то сильные стороны российской фармотрасли, которые помогут наладить процесс. Чаще всего отмечали «шишки», уже набитые при введении маркировки ЛП. Хотя некоторые готовы поспорить: «Еще с маркировкой лекарств не все налажено», – мнение, которые не раз высказывали опрошенные. На втором месте из плюсов уже полученный аптеками опыт работы с МДЛП. А вот в то, что с БАД будет проще, чем с лекарствами, не верит почти никто. «Будет сложнее», – уверен один из респондентов, предложивших свой вариант ответа.

3. Почему вы думаете, что могут возникнуть проблемы? (можно было выбрать несколько вариантов)

Больше всего коллег пугает повышение и без того высокой нагрузки на первостольников, эту причину указали больше четверти опрошенных. «Про задолбанных работников аптек вообще страшно подумать, – пишет в комментариях один из фармспециалистов, – нагрузка как всегда увеличится, стресс тоже, а вот з/п останется на том же уровне. Поэтому и текучка, и нежелание идти на эту специальность...».

Почти столько же – 25% – выбрали неконкретный, но очень философский и даже фаталистичный вариант: «Что-то всегда пойдет не так». Здесь и добавить нечего.

Если же перейти к конкретике, то больше всего специалистов смущает упаковка БАД: «Хуже полиграфия и качество упаковки – больше брака при нанесении кодов, – поясняет свой выбор один из участников опроса, – В целом, рынок БАД менее зарегулированный и значительно менее организованный, чем рынок ЛС или МИ. Многие начнут решать проблемы только столкнувшись с невозможностью продавать продукт».

Вызывает опаску у коллег и необходимость осваивать новое – как саму систему, так и оборудование, с которым придется иметь дело.

4. Поддерживаете ли вы введение обязательной маркировки БАДов?

На фоне всех предыдущих ответов совершенно неожиданным было увидеть, что четверть опрошенных всё-таки поддерживают обязательную маркировку БАД. Объяснение такому выбору вы найдете в следующем вопросе. Впрочем, гораздо большая часть опрошенных – почти 60% – против нововведения.

5. Вы поддерживаете обязательную маркировку, потому что… (можно было выбрать несколько вариантов)

Еще одна попытка создателей опроса найти положительные стороны маркировки БАД дала такие результаты: если и есть плюсы у маркировки, то в возможности отслеживать товар. Как он распространяется, где и как хранится и отпускается. Причем касается это в первую очередь не аптек, а магазинов и маркетплейсов:  «Возможно, это отрезвит магазины, которые сейчас продают БАД, но не контролируют их условия хранения и оборота, не имеют гигрометров, не отслеживают брак. А для контролеров существуют только аптеки как объекты контроля». 

Но далеко не все считают, что это сработает. 40% респондентов так и не смогли найти, за что они могли бы поддержать предложение Минпромторга: «Это всего лишь дополнительная нагрузка на специалистов. Кто торговал “левым” – так и будет торговать», – убеждена одна из участниц опроса.

6. Вы не поддерживаете обязательную маркировку БАД, потому что… (можно было выбрать несколько вариантов):

Зато причин НЕ поддерживать маркировку оказалось так много, что голоса разделились почти поровну. С небольшим отрывом на первом месте оказались дополнительные расходы и сбои в системе МДЛП, с которым уже хорошо знакомы наши коллеги. Расходы на дистрибуцию неизбежно повлекут за собой не только «обогащение создателей системы», но и расходы покупателей, считают коллеги: «Повысится стоимость за упаковку для конечного потребителя, то есть это повышение финансовой нагрузки на население». 

Популярными ответами стали и пресловутая упаковка БАД, и несколько вариантов, в целом отражающих бесполезность всей этой затеи под названием «обязательная маркировка БАД». 

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Лучшие комментарии