Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

10 июля утвердили НДС для аптек на УСН

71

Владельцы аптек на УСН  (ИП и ООО) с начала июня переживают — не придется ли платить еще больше налогов из-за введения дополнительного налога — НДС, какое будет пороговое значение совокупного дохода для уплаты НДС и сам размер НДС, и как это повлияет на аптечный ассортимент. 

Сейчас мы на финишной прямой этого законодательного процесса,  рассказываем с чего все началось и к чему в итоге пришли.

Новый законопроект – первое чтение

В начале июня 2024 года в Госдуму поступил законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». Он предусматривает масштабные изменения по разным направлениям налогообложения юридических и физических лиц.

После проведения всех необходимых процедур по оформлению и согласованию 18 июня состоялось рассмотрение законопроекте в первом чтении. В пояснительной записке к этому законопроекту указывалось, что изменения по оплате НДС для плательщиков УСН – это механизм плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения для них.

Поскольку предлагаемые изменения довольно существенно меняют подходы в налогообложении в разных сферах, в профильный Комитет по налогам и Минфин РФ поступило множество предложений от разных направлений бизнеса, включая аптечные ассоциации. В свою очередь Минфин заверил, что проект будет доработан с учетом поступивших замечаний и предложений от заинтересованных лиц (письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 10.06.2024 № 03-03-06/1/53574).

НДС для плательщиков УСН

Основным вопросом, который затронул малый и средний аптечный бизнес, стал вопрос о необходимости платить НДС при применении УСН.

Для сведения
На сегодняшний день плательщики УСН освобождены от уплаты НДС – в соответствии с п.2 ст. 346.11 НК РФ

Изначально в законопроекте говорилось, что субъекты, использующие УСН, становятся плательщиками НДС в случае, если совокупный доход превысит 60 млн рублей. Размер НДС предлагался в 5% или 7%, в зависимости от дохода.

Введение такой нормы потянуло за собой большой пласт вопросов от аптечных организаций, которые явно не были учтены законотворцами.

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ плательщик УСН может выбрать оплату налога 6% с дохода или 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов. Вводимый НДС эти тонкости не учитывает. Кроме того, при отсутствии возможности получения вычета входящего НДС (возмещения), фактически аптека будет уплачивать НДС с оборота.

Оборот и доход в аптеке очень сильно отличаются в числовом значении, поскольку около 50% ассортимента аптеки составляют лекарства из перечня ЖНВЛП, где цена ограничена государством. Кроме того, предлагаемая методика ФАС для расчета цен на ЖНВЛП – разъяснения ФАС от 20.10.2015 «Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП», по которой работают все звенья товаропроводящей цепи лекарственных препаратов, никак не коррелируется с нововведениями по НДС.

В законопроекте также не указано, как рассчитать пороговые значения, когда/в какой момент налогоплательщик – аптека становится плательщиком НДС. В соответствии со ст. 174 НК РФ уплата НДС «производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом», т.е. каждый месяц. А налоги по УСН вносятся авансовыми платежами поквартально (ст. 346.21 НК РФ). Это повлечет очень много ошибок, существенно увеличит расходы на бухгалтерские услуги, потребуется время на переоценку товара, перенастройку кассовых аппаратов и т.п.   

На основании ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» медицинские изделия и очковая оптика входят в аптечный ассортимент. А согласно ст. 149 НК РФ эти товары не облагаются НДС. Вероятно, следовало бы указать товарные позиции, которые не подлежат налогообложению в виде НДС, чтобы одни нормы не противоречили другим.

НДС является косвенным налогом, который закладывается в стоимость товара (услуги). Следовательно, часть аптечного товара вырастет в цене, что в конечном счете скажется на потребителе. А препараты из перечня ЖНВЛП (кроме минимального ассортимента), которые уже сегодня являются убыточными для аптеки, в частности по причине инфляции, постепенно могут уйти из ассортимента.

Новый законопроект – второе чтение

9 июля состоялось рассмотрение доработанного законопроекта и его принятие во втором чтении. Как выглядит проект, принятый во втором чтении по оплате НДС для аптечных организаций, являющихся плательщиками УСН?

  • Итак, пороговое значение в 60 млн руб. для начала уплаты НДС осталось. Превышение этой цифры делает налогоплательщика, применяющего УСН, плательщиком НДС. Сумма доходов должна рассчитываться в соответствии со ст. 346.15 «Порядок определения доходов» и подп.1,3 п.1 ст. 346.25 НК РФ «Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения».

Если индивидуальный предприниматель одновременно применял УСН и патентную систему налогообложения, то для расчета порогового значения (указанного выше) необходимо учитывать доходы по обоим налоговым спецрежимам

  • Исполнение обязанности по уплате НДС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место превышение порогового значения. Этот пункт требует разъяснений госорганов, посколькуиз этой формулировки следует, что надо отслеживать помесячно, а не за год. Пока имеем полную неразбериху
  • Изменения, вносимые в ст. 164 НК РФ, предполагают введение 5% или 7% ставки НДС:
    • Для применения 5% ставки сумма дохода за год не должна превышать 250 млн руб.
    • Для применения ставки 7% сумма доходов за год не должна превышать 450 млн руб

Применение ставок в 5% и 7% должно осуществляться в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов, начиная с того периода, за который представлена налоговая декларация, если не утрачивается право на применение ставок соответственно.

В соответствии со ст. 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако текст законопроекта изобилует бесконечными отсылками к другим пунктам, статьям, что затрудняет понимание написанного.

Новый законопроект – третье чтение

10 июля приняли закон в третьем чтении, без изменений после второго чтения. С 1 января 2025 года изменения вступят в силу, поэтому у Минфина и Налоговой службы есть время, чтобы дать официальные разъяснения налогоплательщикам, мы обязательно ими поделимся. А пока имеет смысл потратить время и произвести расчет своих затрат (потерь) с учетом вводимых изменений; возможно, пересмотреть ассортиментную матрицу, ценовую политику на отдельные группы товара; посмотреть, где можно минимизировать затраты.

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии