«Для чего мы учились 5 лет в вузе, повышали квалификацию - чтобы за копейки втюхивать неработающие/слепленные на коленке СТМ и/или отпускать интернет-заказы?» – больше сотни подобных комментариев собрал опрос, проведенный на портале Фарма РФ в июне 2022-го года на болезненную для многих специалистов тему: можно ли назвать профессию провизора умирающей? Пора ли ставить знак равенства между работником аптеки и продавцом? Узнаем, что думают об этом коллеги – в опросе приняли участие 1160 провизоров и фармацевтов.
Согласны ли вы с утверждением «Провизор сегодня — это продавец с высшим фармацевтическим образованием»?
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:
Большинство специалистов полностью или отчасти готовы ставить знак равенства между собой и продавцами. Однако часть опрошенных считает, что многое зависит и от самих работников аптек: «Если есть знания, и человек готов решать проблему покупателя – то вполне можно реализовать себя как специалиста. А если прогибаешься под систему из-за денег – то ты продавец»; «По большому счету сами провизоры себя превратили в продавцов, забыли фармакологию, фармхимию, анализ-синтез лекарственных препаратов».
Оскорбляет ли вас эта формулировка?
Осознавать себя продавцом неприятно для подавляющего большинства – 87% опрошенных ответили, что их оскорбляет такая формулировка. 12% специалистов ответили отрицательно, а 1% предложили свои варианты ответа, например, что такое положение вещей скорее вызывает грусть или недоумение, или – напротив – скорее мотивирует, чем расстраивает.
Что именно вы воспринимаете наиболее болезненно?
В этом вопросе авторы предложили выбрать аспекты работы фармспециалиста, вызывающие больше всего негатива или проблем. Респонденты могли выбрать несколько вариантов, и голоса распределились довольно равномерно. Это показывает, что так или иначе болезненными являются все предложенные варианты:
Показательно, что специалисты, предложившие свои варианты ответов, не против получать непрерывное образование, но не видят в это смысла: «Коммерция становится превыше качественной фармконсультации. Продажа БАД, доп.продажи и средний чек – вот основные приоритеты. Тогда смысл в том, что ты изучал 5 лет в мед университете? В чем смысл непрерывной аккредитации?», «Проблема в том, что аптечное дело превратилось в бизнес», – с горечью пишут коллеги.
Что привело и что ведет к падению престижа профессии?
В этом случае голоса также разделились равномерно. Очевидно, специалисты видят сразу несколько значимых причин такого развития ситуации. Но самыми важными считают чрезмерную погоню за прибылью (23%) и общую коммерциализацию аптечного дела (21%):
Что может сохранить профессию «провизор» и повысить ее престиж?
После вопроса «кто виноват» логичен переход к не менее сакраментальному – «что делать». Вот какие варианты решения проблемы видят наши коллеги:
Все предложенные варианты набрали примерно одинаковое количество голосов, а значит, решение проблемы провизоры видят комплексным, многосторонним. Коллеги предложили и свои варианты: «Ограничение открытия аптек на определенное количество жителей», «Работа со СМИ по повышению статуса профессии», «Смена руководства. Управлять фарм. бизнесом должны профессионалы, а экономисты. должны им помогать, а у нас всё наоборот», «Уменьшить зарегулированность работы/ СОПы, дублирующие приказы».
В чем вы видите выход лично для себя?
В завершение опроса специалистам предложили поделиться, что они готовы сделать для того, чтобы озвученные проблемы перестали быть проблемами лично для них. Четверть опрошенных выбрали неутешительный вариант «Смена специальности».
Но радует, что это не самый популярный ответ. 45% из опрошенных 1160 фармспециалистов выбрали вариант «Ожидание перемен к лучшему»: «В эту специальность я пошла по желанию. Детская мечта помогать людям. Поэтому с этой специальности я не уйду. Буду надеяться, что когда-нибудь нас услышат», «Люблю свою профессию. Делаю, что могу»; «Нужно формировать общественное мнение о необходимости повышении статуса фармацевтической профессии и доводить это до регуляторных органов».
Очевидно, несмотря на пессимистичный настрой, который показали первый вопросы, коллеги не теряют надежды, любят свою работу и верят в то, что ситуация улучшится, и профессия «провизор» вернет свой статус, перестав быть «вымирающим видом».