Маркировке БАД – быть?
О возможности маркировки БАД начали говорить еще в октябре закончившегося 2020 года, когда Роспотребнадзор адресовал Минпромторгу предложения о необходимости введения маркировки для БАД.
Для справки: розничный объем продаж БАД за 2019 г. в России составил порядка 63,4 млрд руб. в розничных ценах, количеством 324 млн. упаковок.
После внедрения маркировки лекарств вполне логично было ожидать, что она распространится и на БАД. И вот, момент ее старта приближается. На федеральном сайте regulation.gov.ru на рассмотрении находится проект, согласно которому планируется запуск маркировки БАД с первого апреля 2021 года. Пока речь идет об эксперименте, который продлится год, до первого марта 2022 года, после чего будет ясно насколько необходима маркировка для БАД.
Среди целей эксперимента значатся:
- решение вопроса о целесообразности обязательной маркировки БАД
- испытание работы системы маркировки
- налаживание продуктивного сотрудничества органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота
- проверка работы механизмов маркировки БАД для борьбы с нелегальным ввозом, производством, оборотом БАД, в том числе контрафактных.
В эксперименте будут принимать участие:
1) федеральные органы исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие)
2) участники оборота БАД (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли БАД);
3) оператор информационной системы (ООО «Оператор ЦРПТ»).
Участие в проекте подразумевается добровольное. Желающие участвовать подают заявки согласно методическим рекомендациям. Согласно пояснительной записке, общая схема и порядок маркировки БАД будут сформированы совместно с добровольными участниками. На время проведения участники будут бесплатно обеспечены необходимым оборудованием.
Оправданность введения маркировки для биологически активных добавок под сомнением у участников рынка. Основная функция маркировки, то, ради чего она задумывалась – борьба с контрафактом и фальсификатом. Проблема контрафакта связана с трансграничными поставками, когда происходит заказ посылки через Интернет непосредственно физическим лицом. Ввоз БАД стал в последнее время масштабным явлением. Игроки рынка БАД полагают, что маркировка не поможет решить проблему, а напротив поспособствует повышению цен на законно оборачиваемые БАД, что обернется потерей покупателей. Причина, по которой покупатели приобретают БАД с помощью Интернет-ресурсов — экономия средств либо эксклюзивность добавки. Поэтому поток БАД по нелегальным каналам не уменьшится, а возможно увеличится. Вероятно, маркировка сможет повлиять на существующее положение, но лишь частично.
Не способна маркировка противостоять и такому виду фальсификации, когда в БАД вводят сильнодействующее вещество, при этом умышленно не указывая его в составе и продают как безобидную «натуральную» биологически активную добавку. Среди таких БАД наиболее распространены добавки с анаболическими стероидами и анорексигенным сибутрамином. То же самое касается и недобросовестной рекламы БАД, когда производитель (продавец) размещает недостоверную или заведомо ложную информацию о добавке в рекламе или на сайте продаж.
По словам исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, проблемы контрафакта и фальсификации БАД в России стоят остро, но они находятся вне поля внутреннего рынка. Незаконный оборот БАД связан с трансграничной торговлей, к которой маркировка не может быть применена — считает Александр Жестков. Внедрение маркировки данной продукции не принесет каких-либо положительных изменений, а напротив негативно скажется как на потребителях, так и на производителях.
Тем не менее, в правительстве считают, что пробовать стоит. Цели эксперимента более широки, чем просто предварительное испытание работы системы. Участники будут наполнять подсистему национального каталога маркированных товаров данными, дающими возможность однозначно определять товарную единицу биологически активной добавки, и в итоге каждая единица БАД должна однозначно идентифицироваться. Это обширный и важный объем работы в плане упорядочивания обращения БАД. Предполагается выяснение необходимых изменений и подготовка изменений в законодательство РФ в части оборота биологически активных добавок. Это глобальная работа по оптимизации оборота БАД. Оценить результаты эксперимента планируется до 30 ноября 2021г., доклады по итогам в Правительство РФ должны быть представлены до 1 февраля 2022 г.
Участникам рынка остается готовиться к переменам, а с какими результатами завершится эксперимент по маркировке БАД покажет время. Учитывая взятый курс на создание системы сплошной маркировки товаров, можно с большой долей уверенности предполагать, что по окончании периода добровольной маркировки для БАД последует обязательная. Пишите в комментариях, будет ли ваша аптека участвовать в эксперименте.