Телемедицина в аптеках: опыт зарубежных стран
Телемедицину, то есть использование компьютерных технологий для оказания медицинских услуг, еще до пандемии называли одним из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения в мире. Коронавирус ускорил развитие телемедицины. Цель дистанционной медпомощи – убить сразу двух зайцев: снизить расходы на оказание медицинских услуг и повысить их удобство и доступность для пациента.
Насколько хорошо получается добиться этих целей, нам оценивать пока сложно, ведь в РФ телемедицина в формате «врач-пациент» только начинает развиваться, а нормативно-правовая база, ограничивающая ее возможности, вызывает большие вопросы. Например, такое понятие как «телефармацевтикка» у нас вообще пока за рамками закона. А вот за рубежом телемедицина в аптеках – уже давно не экзотика. Познакомимся с опытом зарубежных коллег-фармацевтов.
США и Австралия
В этих странах услуга телефармацевтики существует уже несколько лет. Фармацевт может дистанционно выполнять целый круг обязанностей:
- консультировать пациентов
- обучать, контролировать и поддерживать персонал на местах работы
- контролировать и пополнять товарный запас в аптеках и т.д.
Так, один специалист из центрального офиса может дистанционно держать руку на пульсе сразу нескольких аптек. Удаленно можно даже контролировать дозирование препаратов: центральная аптека с помощью специального автоматического оборудования, находящегося в других отделениях, может производить индивидуальные упаковки ЛП.
Телефармация динамично интегрируется в традиционное здравоохранение США и Австралии, но ее повсеместному распространению пока мешают операционные проблемы и нехватка ресурсов. Так, услуги телеаптеки можно оказывать только при наличии сложного оборудования с высокоскоростным цифровым соединением, которое пока редко доступно в сельской местности.
Италия
Итальянские фармацевты пошли еще дальше. Они оказывают пациентам не только информационно-консультационные но и медицинские услуги. Федерация собственников аптек Италии (Federfarma) в партнерстве с телемедицинским оператором HTN в прошлом году оказали более 250 тысяч услуг, что на 79% больше, чем в 2020 году. В проекте принимает участие более 6,5 тыс. итальянских аптек, в начале этого года партнерство продлили до 2023-го.
В 2021 году с помощью дистанционных технологий аптеки провели 159 тыс. электрокардиограмм и свыше 56 тыс. кардиологических холтеровских мониторирований. Спрос на медицинские услуги, оказываемые аптеками, растет с каждым годом, сообщает пресс-центр Федерации. Так, из 12 тысяч пациентов, которым удаленно сделали электрокардиограмму, у 800 были выявлены серьезные аномалии. Еще у 13 тысяч человек серьезные заболевания выявил телемониторинг артериального давления. Медицинские услуги оказываются в аптеках фармацевтами под контролем врачей, которые наблюдают и комментируют процесс по видеосвязи, а затем изучают полученные результаты исследований.
Собранные аптеками медицинские данные используются в научных исследованиях Итальянского общества кардиологов, Итальянского общества телемедицины и др. «Аптеки являются технологически продвинутыми, эффективными партнерами врачей, связующим звеном между Национальной службой здравоохранения и гражданами», — подчеркнул президент Federfarma Марко Коссоло.
Франция
В 2021-м году в аптеках Франции стали устанавливать телемедицинские кабины, в которых за считанные минуты можно бесплатно получить медицинский диагноз и рецепт на лекарственный препарат. Как пишет издание Actu, эта мера призвана решить проблему дефицита врачей.
Диагноз ставит удаленно врач общей практики из Парижа. Доктор отвечает на звонок из кабины в течение 2—9 минут. Правда, записаться на такой «телеприем» нужно заранее, и проконсультироваться можно не по всем заболеваниям. С помощью кабины можно «лечить» головные боли, боль в ушах, горле, груди, проблемы с кожей и пищеварением, инфекции мочевыводящих путей и боли в костях и суставах. В кабине есть термометр, дерматоскоп и стетоскоп, которыми пациент может воспользоваться по просьбе врача.
Когда и как телемедицина станет обыденностью для российских аптек, пока сказать сложно. Игроки рынка, опрошенные «Коммерсантом», считают со временем и в нашей стране сведутся к минимуму очные визиты к врачу и в аптеку. Но для этого должны быть сняты законодательные ограничения и проведена интеграция медцентров, аптек и системы электронных рецептов.