Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

info@pharmznanie.ru +7 (499) 213-05-00

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, симптомы и диагностика

Причины, патогенез и диагностика

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разбор синдрома

Иногда так случается, что оказываешься невольным свидетелем сцены, где мама кричит в изнеможении на ребенка, который вертится как юла, и то и дело всех тормошит. Нередко такое можно наблюдать в общественных местах и аптечные организации  — не исключение. А что если причина тому вовсе не нарочно плохое поведение маленького человека? Что если по-другому он просто не может?

В аптеки часто обращаются родители, чьи дети импульсивны, гиперактивны, рассеяны, невнимательны, с просьбами посоветовать что-нибудь.. В данном цикле статей мы решили-таки разобраться, чем может помочь фармспециалист в аптеке.В этой статье мы разберем медицинскую суть проблемы СДВГ, а в следующей — рецептурные и безрецептурные препараты, которые показаны гиперактивным детям.

Гиперкинетические расстройства1 или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относятся к числу часто диагностируемых психических расстройств в детском возрасте (от 3 до 25 %, в среднем 7-8%).  Т.е. СДВГ встречается примерно у 1 из 20 современных детей и подростков. Первые проявления фиксируются с 3 до 6 лет. Мальчики страдают СДВГ в 4 раза чаще, чем девочки[2] .

Примерно у 50% пациентов, симптомы СДВГ с определенной трансформацией, переходят во взрослую жизнь, что говорит о хроническом течении данной патологии. Хорошая новость для родителей: согласно исследованиям, опубликованным в Международном журнале эпидемиологии, симптомы СДВГ быстрее всего снижаются в возрасте от 8 лет и от 14 до 18 лет, особенно у девочек[3].

Немного истории

В 1930-х годах проявления СДВГ в виде неадекватно высокого уровня импульсивности, гиперактивности и невнимательности лежало в основе таких проявлений как минимальные повреждения головного мозга (МПГМ) и минимальная мозговая дисфункция (ММД), развитие которых было схоже с симптомами энцефалита или состоянием после травматических родов[4]. 

В 1952 году Американская Психиатрическая Ассоциация опубликовала “Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders”, DSM-I (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). Главная идея основателя данного каталога Адольфа Мейера, ставшая основой DSM-I и их последующих редакций, связана с его  точкой зрения на симптомы, которые трактуются не только как внешние проявления нарушений в работе организма, а как комплексная реакция на жизненные обстоятельства. Далее, в начале 80-х, из термина «минимальная мозговая дисфункция» выделены два синдрома: дефицита внимания и гиперактивность[4]

Причины

На сегодняшний день этиология СДВГ до конца не установлена, но всеми исследователями признается ее многофакторность. Выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома: медико-биологические (церебрально-органические), в том числе неблагоприятная беременность (стресс, недоношенность, преждевременные роды, несбалансированное питание, дефицит необходимых витаминов, попадание в организм нейротоксинов, механическая травма головного мозга (во время беременности, при родах и в ранние периоды жизни) генетические; психосоциальные. Однако, наследуемость синдрома является одной из самых высоких среди психических расстройств, определяется в 76%.

Патогенез 

СДВГ на сегодняшний день, несмотря на большое число исследований, до конца не уточнен, однако, не вызывает сомнения нейробиологическая природа данного нарушения, связанная с задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, обеспечивающих процессы поведенческого торможения и самоконтроля.

Классификация по МКБ-10

В международной классификации болезней 10-го пересмотра выделяют заболевание — F 90 «Гиперкинетические расстройства»[5]:

  • F 90.0 Нарушение активности и внимания . 
  • F 90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения . 
  • F 90.8 Другие гиперкинетические расстройства . 
  • F 90.9 Гиперкинетическое расстройство неуточненное

В классификации же  “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам” (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-V)  выделяют синоним “Гиперкинетического расстройства” — СДВГ. 

Как в МКБ-10 (гиперкинетические расстройства), так и в DSM (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) диагноз ставится на основании качественных клинических критериев, которые носят описательный характер, либо базируются на наличии ряда стандартных поведенческих стереотипов, встречающихся в определенном возрасте и приводящих к нарушению социальной адаптации. Гиперкинетическое расстройство и/или СДВГ характеризуются триадой кардинальных симптомов, необходимых для диагноза: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью, причем они должны выявляться более чем в одной ситуации.

Симптомы

СДВГ проявляется как

  1. Невнимательность: забывчивость, легко отвлекается, часто теряет вещи, отвлекается от проблем, требующих большого количества усилий и времени, не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок, не слушает, когда к нему обращаются, не следует указаниям, не доводит дело до конца, не способен самостоятельно спланировать выполнение задачи. 
  2. Импульсивность: вмешивается в разговоры и дела других, не задумываясь отвечает на вопросы, не может дождаться своей очереди.
  3. Гиперактивность: постоянно крутится, не может сидеть на месте, когда это необходимо, чрезмерная бесцельная двигательная активность, не может тихо и спокойно играть, постоянно находится в движении, очень разговорчивый. 

При наличии 8-9 симптомов у ребенка необходимо обратиться к врачу[4]

Типы СДВГ

Согласно Клиническим рекомендациям по диагностике  и лечению гиперкинетических расстройств[6] выделяют:

  1. СДВГ с преимущественными нарушениями внимания. Наблюдаются больше половины симптомов невнимательности. Чаще встречается у подростков (20-30% случаев).
  2. СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. Проявляются гиперактивно-импульсивные симптомы. Чаще встречается в дошкольном возрасте (15% случаев). 
  3. Смешанный СДВГ. Наблюдаются проявления симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности одновременно (от 50-75% случаев)

Диагностика  

К сожалению, в связи с большой гетерогенностью данная патология диагностируется поздно, часто уже в школьном возрасте. Однако родители, как правило, задолго до этого обращают внимание на нарушения поведения ребенка и обращаются к педиатрам, неврологам. Недостаточность знаний врачей, психологов, педагогов о данном расстройстве приводит к тому, что семья не получает адекватной поддержки и терапии. Диагностика включает следующие виды обследований: психиатрическое исследование; физикальные, клинические (психопатологические) и  экспериментально-психологические исследования; консультации нейропсихолога, логопеда, дефектолога [7]

Краткий обзор фармакотерапии СДВГ представлен здесь.

Источники

  1. Эргашева Н.Н., Юнусов М.З. Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Медицинский взгляд на проблему  // ORIENSS. 2022. №2.
  2. Казаковцев Б. и др. (ред.). Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в РФ). – Litres, 2017.
  3. Вуттон Р.Э., Риглин Л., Блейки Р. и др.. Снижение признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности в течение жизни в общей популяции: траектории в пяти возрастных когортах населения в возрасте от 3 до 45 лет // Международный журнал эпидемиологии. – 2022. – Т. 51 (3) – С.919-930.
  4. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра //М.: Практика. – 2018.
  5. Клинические рекомендации по диагностике и лечению гиперкинетических растройств https://psychiatr.ru/news/449
  6. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. – 2012. – Т. 7. – №. 1. – С. 54-62.
Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Лучшие комментарии

  • КО
    Крячкова Ольга Альбертовна02.04.2025

    Мы получили свое образование законно,в процессе работы,дистанционно обучаемся по разным программам ,ездим на очные семинары .Очная система обучения создат дефицит кадров,которых итак не хватает ,настоящих медицинских кадров ,а не продавцов с улицы ,как это практикуется в некоторых точках .Раз такие очередные требования,как к медработникам ,тогда и верните нам льготы и выслугу ,как медработникам .

  • Савельева Татьяна Анатольевна02.04.2025

    Поддерживаю сторонников дистанционной профпереподготовки. В своё время мы получили достойное очное образование. И ежедневно на своих рабочих местах подтверждаем его. Меня интересует вопрос как согласуется постоянное закручивание гаек в образовании фар специалистов на законодательном уровне и лобирование возможности отпуска лекарственных средст через автоматы?

  • ХЕ
    Харитонова Елена Витальевна02.04.2025

    Считаю , что фармообразование , подтвержденное дипломом и есть основное доказательство, что я специалист. Удобство заочного повышения квалификации и работа в аптеке, постоянное развитие в профессиональной сфере. Также ,есть обучение внутри сети , которое контролируется начальством , от нас требуют прохождения различных тестовых заданий , после изучения обширного материала.

  • Ашурзода Зиёдамохи Нурулло02.04.2025

    Живём в 21 веке где время это бесценно. Диплом есть, проходим обучение в различных площадках, внутри сети, участие в очных мероприятия, семинары от фарм компании, преподают непросто специалисты а действительно кандидаты науки по всем специальности медицины. Им низкий поклон а также площадки фармзнании большое спасибо. Считаю, что всё эти очное имеет место период университета. . . Спасибо