Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Спецодежда сотрудников аптек и СИЗ – что должен работодатель сотрудникам аптеки?

1
10

В каждой аптеке или сети вопрос с выдачей униформы сотрудникам решается по-разному. И далеко не всегда согласно букве закона. Давайте вчитаемся в нормативные акты, чтобы разобраться, как на самом деле должен происходить этот процесс снабжения спецодеждой фармацевтов и провизоров.

Нормативы советского времени

Существует Приказ Минздрава СССР от 29 января 1988 г. №65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» (далее – Приказ № 65). Этот документ четко определяет перечень положенных СИЗ и санитарной одежды. 

Согласно Приказу № 65 работникам аптечных организаций (в прошлом – учреждений полагается):

  • Халат хлопчатобумажный: 3/24*
  • Косынка или колпак хлопчатобумажные: 3/24*
  • Продавцам ларьков на открытом воздухе:
  • Куртка хлопчатобумажная белая вместо халата хлопчатобумажного: 3/24*
  • Работникам, непосредственно занятым изготовлением, контролем и фасовкой лекарств, дополнительно:
  • Тапочки кожаные: ⅙*

*Кол-во предметов на работника/срок носки в месяцах

Приказ № 65 не разделяет понятия СИЗ и санитарной одежды. Согласно статьей 209 главы 33 ТК РФ средства индивидуальной и коллективной защиты работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

В связи с этим, в письме Минздравсоцразвития РФ от 14 апреля 2011 г. № 1749-12 «О применении приказа Министерства здравоохранения СССР 1988 г. № 65» (далее - Письмо № 1749-12) высказано мнение, что санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и принадлежности не являются СИЗ, так как они не только защищают работника, но и обеспечивают санитарно-гигиенические требования при взаимодействии работника с другими лицами, поддерживают должный санитарно-эпидемиологический режим в организациях. Следовательно, выдача санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей не может рассматриваться как выдача СИЗ.

Кроме того, в Письме № 1749-12 говорится, что нормы по выдаче именно санитарной одежды продолжают применяться. А выдачу СИЗ необходимо осуществлять в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (далее – Постановление № 68).

 Один из правовых парадоксов в нашей отрасли: Приказ № 65 официально не отменен, однако он не может подлежать применению по следующим основаниям:

  • В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер должны проходить регистрацию в Минюсте и быть официально опубликованными в соответствии с установленной процедурой. Приказ № 65 не зарегистрирован Минюстом и не опубликован.
  • Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  • Приказ № 65 не содержится в перечне нормативных актов, которые остаются после «регуляторной гильотины», и будет постепенно заменяться на новые (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467);
  • Минздрав РФ высказал подобную позицию в Письме от 12.08.2015 №14-1/2062250.
Отметим, что в  судебной практике есть решения, в которых устанавливается необходимость соблюдать нормы Приказа № 65 (решение Анучинского районного суда Приморского края от 24.08.2020 по делу № 2-160/2020, решение Хорольского районного суда Приморского края от 24.01.2020 по делу № 2-59/2020). Однако наказание в виде штрафа не применялось.

Санитарные нормы сегодняшнего дня

В Письме от 11.01.2016 № 15-1/В-9 Минтруд указал, что правовой статус санитарной одежды в качестве СИЗ не определен, необходимо руководствоваться санитарными нормами.

Санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, содержат только упоминание о необходимости использования сотрудниками аптек санитарной одежды, но ни комплектность, ни количество такой одежды не установлены.

Если ориентироваться на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, которым аптеки отнесены к предприятиям розничной торговли, то можно рассмотреть санитарные нормы для торговых объектов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» также не определены количество и комплектность санитарной одежды.

Приказ Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 утвердил списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении/несоблюдении обязательных санитарно-эпидемиологических требований (Приложение 11 касается аптек). Проверочные чек-листы предлагают ответить только на два вопроса, касающихся санитарной одежды:

  • Производится ли смена санитарной одежды по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю?
  • Осуществляется ли стирка санитарной одежды в прачечной (стиральной машине) самой организации либо по договору со специализированной организацией? 

Таким образом, санитарные нормы не устанавливают комплектность и количество выдаваемой санитарной одежды сотруднику аптеки, равно как и перечень должностей, только факт наличия таковой, а также предельную частоту смены на чистую (не реже раза в неделю). 

Спецодежда как СИЗ

Теперь обратимся к вопросу обеспечения сотрудников аптек спецодеждой, как средством индивидуальной защиты.

Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечить сотрудников СИЗ и смывающими средствами «в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель устанавливает нормы бесплатной выдачи СИЗ, основываясь на Типовых нормах выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 221 ТК РФ).

Поскольку по результатам, проводимых СОУТ в аптечных организациях, как правило, нет выявленных опасных факторов, то остаются Типовые нормы выдачи.

С 1 сентября 2023 года вступили в силу Единые типовые нормы выдачи СИЗ, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 № 767н. В приложении №1 «Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям)» фармацевты и провизоры не указаны. В приложении №2 «Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей» нет категорий, которые можно было бы однозначно использовать для идентификации опасностей работы в аптеке.

Позиции 3925 и 3926 приложения № 1 «продавец непродовольственных товаров» и «продавец продовольственных товаров» не могут применяться к сотрудникам аптек, поскольку должности последних установлены Приказом Минздрава РФ от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»: 

  • директор (заведующий, начальник) аптечной организации; 
  • заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации; 
  • провизор; 
  • провизор-аналитик; 
  • провизор-технолог; 
  • фармацевт. 

А их профессиональная сфера описана в профстандартах.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ работодатели могут использовать типовые нормы, изданные ранее этого закона, до 31 декабря 2024 года. Это касается и Постановления № 68, указанного выше. 

Выводы

Действующее законодательство РФ в сфере охраны здоровья, в том числе Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, не нормирует бесплатную выдачу санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей, а также не разделяет четко санитарную одежду и спецодежду в рамках СИЗ.

В Единых типовых нормах выдачи СИЗ аптечные организации не указаны. Их применение может носить ситуативный характер в случае наличия идентифицированных опасностей, как это было во время ковидной пандемии. 

Охрана труда включает в себя, в том числе, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, санитарные нормы предусматривают наличие санитарной одежды у сотрудников аптечных организаций, а Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н устанавливает обязанность работодателя создать локальный нормативный акт, где указываются:

  • нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств (в случае аптек работодатель их устанавливает сам с учетом стирки и износа).
  • правила выдачи 
  • назначение ответственных лиц и т.п. 

Поэтому аптечным организациям следует сформировать (разработать и утвердить) несколько локальных документов (приказы и положения), например:

  • о назначении ответственного лица 
  • об объеме и комплектности выдаваемых СИЗ, санитарной одежды и смывающих средств 
  • нормах и правилах их выдачи и учета.

Таким образом, выдача санитарной одежды является обязанностью в соответствии с санитарными нормами, но комплектность не регламентирована. При проверках Роспотребнадзора нарушения могут получить квалификацию по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), где предусмотрены штрафы: 

  • для ДЛ – от 500 до 1 т.р.
  • для ИП – от 500 до 1 т.р. или административное приостановление деятельности до 90 суток
  • для ЮЛ – от 10 до 20 т.р. или административное приостановление деятельности до 90 суток. 

Невыдача СИЗ является составом другой статьи КоАП (ч.4 ст. 5.27.1 Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты). В этом случае предусмотрены более существенные штрафы: 

  • ДЛ – от 20 до 30 т.р.
  • ИП – от 20 до 30 т.р.
  • ЮЛ – от 130 до 150 т.р. 
Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Авторюрист в фармотрасли

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

Новости

Ещё

Аккредитация

Ещё

Правовой разбор

Ещё

Ассортимент и консультирование

Ещё

Аптечная психология

Ещё

Мнения

Ещё

Просто о жизни

Ещё

Коронавирус

Ещё

Работа в аптеке

Ещё

ФармШОК

Ещё

Квизы

Ещё

ОРВИ по науке

Ещё

Аллергия по науке

Ещё

ФармЭссе

Ещё