Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

info@pharmznanie.ru +7 (499) 213-05-00

Заполнение статотчетности в аптеках

Что такое статистическое наблюдение и какая ответственность за его несдачу

Для аптечных организаций установлено большое (огромное) количество обязательных требований. Но если требования, которые касаются непосредственно фармацевтической деятельности более-менее понятны, то требования, касающиеся общих бизнес-процессов всегда вызывают вопросы и отнимают достаточное количество времени.

В начале этого года аптечные организации начали получать письма от неких юридических лиц (потенциальных выгодополучателей) о необходимости предоставить статотчет № 2-Медотходы «Сведения об обращении с медицинскими отходами». И конечно же сразу возник вопрос о законности подобных требований.

Давайте сначала разберемся, что такое статистическое наблюдение, кто является респондентом, какие виды наблюдения бывают, какая существует ответственность за несдачу статотчетов и т.п.

Основной документ, который объясняет принципы и механизмы статистического наблюдения, – это Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее – Закон № 282-ФЗ).

Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, включая Банк России и Социальный фонд России. То есть именно они обязаны собирать данные и предоставлять их в Росстат.

А аптечные организации – это респонденты, в отношении которых проводится статисследование (ст. 6 Закона № 282-ФЗ). Сбор данных осуществляется по направлениям исследований по формам, которые утверждены Росстатом. Это может быть не только непосредственно фармдеятельность, но и вопросы, касающиеся общей хозяйственной деятельности.

Вот некоторые из множества форм статотчетности:

  • форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утверждена приказом Росстата от 22.12.2023 № 678
  • форма федерального статистического наблюдения № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утверждена приказом Росстата от 30.11.2022 № 872
  • форма федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы  «Сведения об обращении с медицинскими отходами», утверждена приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 (далее – Приказ № 993)

 

Статнаблюдение проводится двумя способами:

  • сплошное (касается всех субъектов выбранной группы)
  • выборочное (касается отдельных субъектов выбранной группы на основе выборки)

Индивидуальные предприниматели и юридические лица являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Они предоставляют информацию на безвозмездной основе, включая персональные данные и данные, составляющие коммерческую тайну (ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Для сведения 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» сплошные статнаблюдения за деятельностью МСП проводятся один раз в пять лет. Очередное прошло в 2021 году, следующее будет в 2026. Выборочные наблюдения в отношении малых и средних предприятий проводятся в формате ежемесячных и ежеквартальных отчетов. Для микропредприятий  (среднесписочная численность работников не превышает 15 человек, годовой доход от осуществления предпринимательской деятельности не превышает 120 млн. руб.) проводятся выборочные мероприятия только в форме ежегодных отчетов.

Условия предоставления статданных утверждены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее – ПП № 620).

Государственный орган, который собирает статистическую информацию, должен информировать тех респондентов, которые попали под статнаблюдение. На официальных сайтах госорганов, проводящих сбор данных, размещаются списки респондентов с указанием форм статотчетности и сроков их предоставления.

Но поскольку информацию по всем госорганам собирать таким образом будет довольно трудоемко, есть другой способ узнать является ли аптека респондентом по подаче каких-либо статданных. На сайте Росстата https://rosstat.gov.ru/memo-for-respondents дана информация, как с помощью информационно-поисковой системы узнать о статусе респондента (рис. 1).

Рис.1. Перечень респондентов, в отношении которых проводят федеральные статистические наблюдения

В соответствии с ч.7 ст. 8 Закона № 282-ФЗ данные передаются только в электронном виде. В п.4 ПП № 620 указано, что в формах, которые нужно заполнить, содержится информация по правилам заполнения, сроки и периодичность подачи. Подать статотчеты можно через личный кабинета на сайте Росстата (рис.2,3).

 

Рис.2. Статистическая отчетность в электронном виде 

Рис.3. Система сбора отчетности 

Также подать данные можно через Госуслуги и оператора ЭДО.

Для сведения

С 1 января 2020 года в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете» обязанность по предоставлению экземпляров годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики отменена.

Форма №2

Давайте вернемся к вопросу о заполнении аптеками формы статистической отчетности № 2-Медотходы. Действительно Приказ № 993, который утверждает эту форму, существует и он действующий. В нем указано, что сведения предоставляют индивидуальные предприниматели и юридические лица по медотходам, которые образуются, в том числе, в процессе медицинской и фармацевтической деятельности.

Для сведения

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон № 323-ФЗ) медицинские отходы – это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству ЛС и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Форма собственности и ведомственная принадлежность в этом случае значения не имеют. Субъекты малого и среднего предпринимательства не подают сведения, если у них за год образуются только отходы класса «А» и они менее 100 кг.

Для сведения

Класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (ст. 49 Закона № 323-ФЗ), где отсутствуют возбудители инфекционных заболеваний (постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 681). Например, медицинские халаты, бахилы, элементы механизмов, детали, не имеющие в составе опасных и токсических веществ, смет после уборки.

Если за прошедший год не было накоплено медотходов вовсе, то респонденты подают «пустой отчет», заполняя только титульный лист формы. Однако стоит обратить внимание, что этот Приказ № 993 дает указания Роспотребнадзору и его территориальным органам по сбору вышеприведенной информации. На официальных же сайтах территориальных органов Роспотребнадзора в качестве респондентов указаны лишь медицинские организации.

Таким образом, чтобы уточнить статус аптеки как респондента статистического наблюдения по вопросу, касающемуся непосредственно фармацевтической деятельности или по общим вопросам ведения бизнеса в конкретном периоде, необходимо обратиться на официальный сайт Росстата (ссылка и алгоритм указаны выше). В этом случае никакая рассылка коммерческих юридических лиц не сможет ввести в заблуждение.

 

Ответственность:

За непредоставление статданных (несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных данных) в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц от 10000 до 20000 рублей (за повторное нарушение – от 30000 до 50000 рублей)
  • для юридических лиц от 20000 до 70000 рублей (за повторное нарушение – от 100000 до 150000 рублей)

Срок давности привлечения к ответственности – 60 календарных дней (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В случае, если после отправления отчета вы обнаружили ошибку (неправильное заполнение, арифметические или логические ошибки), то нужно в течение трех дней с этого момента направить исправленные данные с пояснениями.

Если ошибки были выявлены органом статистики, то у аптеки также есть три дня с момента получения уведомления на внесение исправлений. В этих случаях штрафные санкции применяться не будут (письмо Росстата от 24.04.2019 № СЕ-04-4/55СМИ «Об уточнении отчетности Росстата»).

 

Дополнительно

Росстат представил на общественное обсуждение проект приказа «Об утверждении Правил ведения единого реестра объектов статистического наблюдения» (ID проекта 01/02/09-23/00142032, подготовлен 21.09.2023). Несмотря на то, что этот реестр планируется вести с использованием уже действующих реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП, МСП и т.п., от респондентов может потребоваться предоставление дополнительных данных, например, о должностных лицах, уполномоченных в аптечной организации подавать статданные.

Image by freepik

Вам может быть это интересно:
  1. Интерферонотерапия детей
  2. Энтеробиоз у детей
Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

  • БЛ
    Бедринцева Людмила Евгеньевна02.04.2025

    Нас никто слушать не будет!!!! Профессия фармацевта 30 лет назад и сегодня - это небо и земля! Полное нивелирование престижа профессии и высшего фармобразования! Сколько лет профсообщество бьётся за то, чтобы нас приравняли к медработникам? И что? Воз и ныне там. Мы выполняем требования Минздрава, но работники торговли. Вспомните Ковид. Что мы за него получили?:

  • КО
    Крячкова Ольга Альбертовна02.04.2025

    Мы получили свое образование законно,в процессе работы,дистанционно обучаемся по разным программам ,ездим на очные семинары .Очная система обучения создат дефицит кадров,которых итак не хватает ,настоящих медицинских кадров ,а не продавцов с улицы ,как это практикуется в некоторых точках .Раз такие очередные требования,как к медработникам ,тогда и верните нам льготы и выслугу ,как медработникам .

  • Савельева Татьяна Анатольевна02.04.2025

    Поддерживаю сторонников дистанционной профпереподготовки. В своё время мы получили достойное очное образование. И ежедневно на своих рабочих местах подтверждаем его. Меня интересует вопрос как согласуется постоянное закручивание гаек в образовании фар специалистов на законодательном уровне и лобирование возможности отпуска лекарственных средст через автоматы?

  • Ашурзода Зиёдамохи Нурулло02.04.2025

    Живём в 21 веке где время это бесценно. Диплом есть, проходим обучение в различных площадках, внутри сети, участие в очных мероприятия, семинары от фарм компании, преподают непросто специалисты а действительно кандидаты науки по всем специальности медицины. Им низкий поклон а также площадки фармзнании большое спасибо. Считаю, что всё эти очное имеет место период университета. . . Спасибо