Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Аптеки ожидают новые штрафы?

3
12

Возможны ли новые штрафы в аптечной рознице с 30 октября?

19 октября 2023 года на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) опубликован подписанный Президентом России Владимиром Путиным Федеральный закон от 19.10.2023 г. №505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Принятый Федеральный закон расширяет составы административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей и устанавливает ответственность за нарушение закона «О защите прав потребителей».

Так, вводится административная ответственность за:

1) Навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 4 000; на юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей. 

Теоретически, в очень странной аптеке это может быть ситуация, когда первый стол отказывается продавать ЛС без согласия потребителя на покупку сопутствующих товаров.

2) Необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Основной массив претензий потребителей к аптечным организациям — это  претензии на качество медицинской техники. В законодательстве четко прописан порядок рассмотрения таких претензий, и его необходимо соблюдать.

Рискуют ли аптеки?

Для решения вопроса, подпадают ли действия аптечных организаций по «усилению» продаж под действие данного закона, необходимо понять, что такое «навязывание товаров или услуг». Согласно статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», продавец не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг), то есть нельзя ставить покупку одного товара, как условие приобретение другого товара.

Обычно в аптечных организациях фармацевт может предложить дополнительный товар к основной покупке: к антибиотикам — пробиотики, к инъекционным препаратам — шприцы и спиртовые салфетки.  Но такое предложение не является навязыванием, если покупатель откажется от дополнительной покупки, это не повлияет на продажу основного товара, его продадут. А значит, вряд ли действия аптечных организаций по предложению дополнительных товаров для увеличения среднего чека, можно считать административным правонарушением.

Наиболее вероятными для аптечных организаций будут штрафы за нарушение прав потребителей при рассмотрении требований (жалоб) потребителей, отказ в рассмотрении, либо уклонение в рассмотрении таких требований. Нередки случаи, когда аптечные организации не принимают письменные претензии покупателя или затягивают сроки ответа на них, например более 20 дней решается вопрос по претензии на замену медицинской техники ненадлежащего качества. В начале ноября выйдет подробная публикация о сроках реагирования на претензии потребителей.

Как себя обезопасить?

Закон вступает в силу по истечении десяти дней с момента опубликования, т.е. с 30 октября 2023 года. А значит остается время, чтобы подготовиться. Для того, что бы себя обезопасить, аптечным организациям необходимо  провести дополнительное обучение (инструктаж) специалистов по вопросам защиты прав потребителей и порядка рассмотрения претензий покупателей. Актуализировать свои внутренние документы, стандартные операционные процедуры (СОП) по порядку рассмотрения претензий покупателей, а также по порядку обслуживания покупателей при продаже лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.

Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Авторпровизор, юрист, специалист по организации фармацевтической деятельности

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

  • Михеева Галина Николаевна15.07.2024

    В сетевых аптеках порой присылают товар для участия в акциях, на который и спроса порой не бывает вовсе. И как тогда бороться с просрочкой? Лучше бы следили на новинками фарминдустрии,контактировали с врачами близлежащей медорганизации, тогда и просрочка уменьшилась бы.

  • Шамакина Ангелина Ангелина Игоревна Шамакина13.07.2024

    А как можно продавать просрочку..ЛП однозначно не продаются, если 2-3 месяца остаётся мы предупреждаем, если соглашаются продаем. С истекшим сроком ЛП убираются. Если что то намазать, помазать, особенно косметиеске средства,тут сами сотрудники могут купить, с хорошей скидкой даже я бывало покупала, ничего такого в этом не вижу.

  • БЛ
    Бедринцева Людмила Евгеньевна28.06.2024

    В единичных аптеках, и маленьких местных "сетевых" аптеках сохранился тот аптечный дух, атмосфера, отношение к специалистам, пациентам. И там работют самые квалифицированные специалисты. После разорения данного сегмента о квалифицированной фармпомощи можно забыть.... В крупных сетях работют порой без спецобразования, малоквалифицированные специалисты....

  • КС
    Казимова Самира Садагат кызы13.07.2024

    Спасибо, очень полезное видео с массажем, я сразу повторила и эффект на лицо