О перспективах дистанционного рынка ЛС: мнение эксперта
Во время пандемии дистанционная торговля продуктами стала очень востребованной, при этом с дистанционная торговлей ЛС подобного бума не случилось. Традиционные аптеки выдерживают конкуренцию. О перспективах дистанционного рынка ЛС мы поговорили с Олегом Суровцевым, руководителем отдела электронной коммерции STADA в России и СНГ.
Давайте начнем с небольшого экскурса: какой путь проделала дистанционная торговля ЛС из небытия к текущему положению?
Дистанционная торговля лекарственными средствами прошла тот же путь, что и другие отрасли с высокими требованиями к надлежащей практике, например, производство ЛС или диагностического оборудования. К счастью, в прошлом году регулятор оперативно проработал инициативы и разработал правила, регламентирующие дистанционную торговлю. Регулятор проявил гибкость и готовность адаптировать правила, учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране. Очевидно, диалог продолжится, все ждут изменений касательно рецептурных препартоы, дистанционная торговля которых пока запрещена.
Можно ли считать разрешение на дистанционную продажу ЛС поворотным для фармотрасли?
Пока я не могу так сказать. Продолжают действовать ограничения на онлайн-торговлю рецептурными препаратами, а это значительный сдерживающий фактор. Для решения этого вопроса нужно пройти определенный путь. Совершенствование системы маркировки и электронных рецептов должно помочь в этом. Во-первых, необходима развернутая система электронных рецептов. Некоторые субъекты Российской Федерации уже внедрили ее, но большинство еще в процессе. Во-вторых, важно, чтобы повысилось качество работы системы маркировки. Это сделает отрасль прозрачной, в том числе на онлайн-рынке.
Был ли успешен старт дистаницонной торговли ЛC для вашей компании?
Да, для STADA старт дистанционной торговли был успешен. Мы быстро и своевременно оптимизировали процессы в этом направлении, например, появился целый отдел электронной коммерции. Это позволило в сложный период обеспечить нашим пациентам доступ к важным препаратам.
Каким вы видите будущее дистанционной торговли?
На мой взгляд, основной рост дистанционной торговли будет после включения в нее рецептурных препаратов. Полагаю, это может произойти уже в конце 2021 - начале 2022 гг. К этому периоду регулятор получит практику надлежащего исполнения текущих правил онлайн торговли otc-препаратами. Будет более развита система маркировки, и более широко внедрен механизм работы с электронными рецептами, который станет понятнее игрокам отрасли. Следующим драйвером роста будут различные сервисы для коммуникации, включая телемедицину. Это всевозможные сайты и приложения, связывающие покупателей-пациентов с фармацевтами-врачами.
Не все аптечные сети смогут в полной мере инвестировать в развитие технологий, поэтому, ожидаю, что через пять лет мы увидим несколько дефрагментированный рынок с 3-5 ключевыми игроками. Думаю, это будут три-четыре игрока с выстроенными экосистемами заботы о здоровье клиентов и один-два — мультикатегорийных, например из числа крупнейших маркетплейсов, таких как Озон и Вайлдберриз.
С законодательной точки зрения — насколько легко аптекам удается получить разрешение на ДТ ЛС?
Если аптечная организация соответствует правилам дистанционной торговли — легко. Но, опять же, со стороны аптек — это инвестиции, и не все готовы это делать. Выиграют те, кто обеспечит наиболее понятный и простой покупательский опыт.
Как потребитель, что вы выбираете — зайти в аптеку и проконсультироваться с опытным первостольником перед покупкой или выбрать ЛС из дома и сделать заказ в Интернете?
Вообще, в моей семье около 90% всех покупок делается онлайн, от одежды до лекарственных средств и БАД. Это практика сложилась не только из-за профессии — для получения разностороннего покупательского опыта и тестирования, но и по причине экономии времени. Мы предпочитаем тратить время на что угодно полезное, но не на рутинный шоппинг.
Доставка ЛС может существенно увеличить стоимость заказа и сделать цену непривлекательной для клиента. Как аптеки решают этот вопрос?
Аптечные организации устанавливают минимальный заказ по стоимости. При этом, минимальную сумму устанавливают и на заказ с выдачей в аптеке. Как говорил ранее, выиграют те игроки рынка, кто обеспечит максимально простой и удобный путь покупки. Отмечу, что средний чек в онлайне выше, чем в физической аптеке не из-за цен на препараты, а из-за более основательной и обдуманной закупки.
И последний вопрос, Олег, как вы представляете себе аптечное дело через 100 лет? Сплошь дистанционная торговля или гармоничная комбинация?
Очевидно, что в будущем жизнь пациентов должна стать проще. Начиная с похода к врачу и использования медицинских карт и заканчивая дальнейшей коммуникацией с врачом и приобретением лекарств. Полагаю, что все эти потребности обеспечат различные высококачественные сервисы, и человек сможет получить информацию и препарат в одном месте за один раз, онлайн или оффлайн. Наверняка наши потомки доведут до совершенства оба варианта.
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Telegram: https://tglink.ru/pharmorden
ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH
Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти.