
Иногда кажется, что голос одного человека ничего решить не может, бороться за права бесполезно. Это лишь потеря времени, проще отпустить ситуацию. Наверное, так могли говорить знакомые фармацевта из муниципальной аптеки в поселке Верхняя Синячиха, что в Свердловской области, когда местная администрация вдруг лишила ее компенсации на оплату жилья. Но кто не рискует, тот не пьет таблетки от давления. Конечно, это шутка, на самом деле мы считаем, что кто не рискует — тот не побеждает. Сегодня расскажем о том, как фармацевт отстаивала право аптек быть частью системы здравоохранения, с кем она сражалась в суде и кто победил.

Содержание
Стоит ли пытаться, если все очевидно
Мы не раз выпускали статьи о том, что аптечные организации — фактически часть системы здравоохранения. Но юридически доказать это довольно непросто. Между тем, такая роль аптек сказывается на статусе их служащих и престиже профессии фармацевта и, в конце концов, даже выступает одним из факторов кадрового кризиса в отрасли.
Попыток изменить ситуацию совершается много, например, в прошлом году после многолетних усилий профсообщества аптекам разрешили использовать новый ОКВЭД 86.90.9 «Деятельность в области медицины прочая». Правда, оказалось, что он подошел только производственным аптекам, а остальные так и остались организациями розничной торговли.
В некоторых странах фармацевтические работники аптек вправе назначать препараты, корректировать указания врача и давать расширенные консультации. Но у нас такими полномочиями обладают только лица, имеющие медицинское образование определенного уровня и работающие в организациях, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность.
Новый код ОКВЭД получат только производственные аптеки
Фармацевты за границей: условия работы коллег в других странах
Следствием всего этого стала неприятная особенность: сотрудники аптечных организаций, даже государственных, практически не наделены федеральными льготами или мерами поддержки, аналогичными тем, что получают от государства врачи.
На это часто сетуют и сами фармацевты, и профобъединения. Ведь работники первого стола тоже занимаются охраной общественного здоровья. Получается, от них требуется высокая квалификация, внимательность при отпуске препаратов, продолжительный рабочий день, консультирование посетителей.
Однако отношение к фармацевтам не вполне отвечает их высокой миссии. В спорных ситуациях чиновники выдвигают аргумент: аптека — это организация розничной торговли, а не часть системы здравоохранения, и ее работники особыми правами не наделены.
Эти слова однажды услышала и фармацевт из Верхней Синячихи, небольшого поселка городского типа в муниципальном образовании Алапаевское в Свердловской области. Из-за того, что муниципальная аптека в одночасье перестала быть частью системы здравоохранения, а стала торговой точкой, фармацевт лишилась социальных выплат.
На этом история должна была закончиться, но нет: служащая аптеки вступила в юридическую битву с чиновниками муниципалитета и региона и доказала, что она — не продавец, а работник муниципальной системы здравоохранения. Судебная тяжба длилась год и завершилась менее двух месяцев назад. Рассказываем, как это было и почему пример может помочь и другим.
«Реорганизация» компенсации
В 2024 г. администрация муниципального образования Алапаевское решила реорганизовать свою единственную аптеку — сделать из муниципального унитарного предприятия (МУП) общество с ограниченной ответственностью (ООО). Провести эту процедуру требовал . Так и появилось в поселке Верхняя Синячиха ООО «Аптека-180».
Со своими работниками обновленная аптека заключила допсоглашения к трудовым договорам, где отразилась новая форма. В том числе и с сотрудницей, которая к тому моменту проработала в аптеке семь лет, пройдя путь от фасовщика до фармацевта.
Демонстрация преемственности была недолгой. Уже через месяц женщина узнала, что вместе с аптекой «реорганизовалась» и компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которую она несколько лет получала как фармацевт муниципальной аптеки. Аптека превратилась в ООО, а выплаты — в 000, то есть в три ноля.
Для полноты картины не хватало лишь обращения кареты в тыкву, однако мы не в сказке. Поэтому фармацевт, не дожидаясь новых чудес, направилась в муниципальную администрацию. Там сообщили, что аптека теперь не муниципальное предприятие, а коммерческая организация — общество с ограниченной ответственностью. Значит, она не относится к муниципальной системе здравоохранения. Поэтому и прав на компенсацию ее работники больше не имеют.
Переговоры не помогли уладить этот несказочный конфликт, и фармацевт обратилась за помощью к справедливой фее, в роли которой в наше время иногда выступает Фемида.
Компенсации для фармацевтических работников: где их искать
Прежде чем перейти к аргументам сторон спора, поясним, о каких компенсациях речь. Регионы и местные администрации имеют право устанавливать меры социальной поддержки фармацевтических работников за счет собственных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Закона об основах охраны здоровья № 323-ФЗ). Кстати, есть и федеральная мера, но она касается только сотрудников федеральных фарморганизаций, расположенных в сельской местности, и размер ее до неприличия мал — 1200 руб. ( Правительства РФ от 30.12.2014 № 1607).
Итак, регионы устанавливают меры соцподдержки — во многих субъектах России приняты нормативные акты, которые закрепляют, какие фармацевтические работники и при каких условиях могут претендовать на выплаты. Гарантии касаются работников аптечных организаций, подведомственных властям региона или муниципальным органам. Чаще всего, конечно, поддерживают фармработников сельских аптек, чтобы мотивировать специалистов там работать. Кажется, что хотя бы в этом есть стабильность.

Например, фармацевт из нашей истории работала в муниципальной аптеке и получала выплаты, которые предусмотрены Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ. Помимо прочих гарантий, этот документ дает право на соцподдержку фармацевтическим работникам фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах. Она состоит в 100%-ной компенсации следующих расходов:
- платы за наем и (или) содержание жилого помещения;
- взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- платы за коммунальные услуги.
Кстати, помимо этого Закон Свердловской области № 91-ОЗ устанавливает выплаты для фармацевтов — пенсионеров. А еще молодые специалисты, получившие высшее фармацевтическое образование или окончившие профильные ординатуру, интернатуру, аспирантуру, получают единовременную выплату на создание своего хозяйства. Конечно, если отвечают всем названным в законе условиям.
Есть подобные меры и в других регионах. Обычно они перечислены в законе субъекта РФ об охране здоровья в такой-то области, республике; о здравоохранении и т.п. Как правило, такие документы размещают на сайтах областных или республиканских минздравов. Помимо закона, конкретизация правил может содержаться в постановлении регионального правительства.
Однако вернемся к нашей истории: до пенсии сотруднице муниципальной аптеки было еще далеко, а вот компенсацию расходов на жилье она получала. А потом перестала, поэтому и обратилась в суд.
Доводы фармацевта в суде
Представитель фармацевта в суде настаивала, что та не утратила право на соцвыплаты даже после реорганизации аптеки в ООО, потому что:
- соответствует всем критериям из Закона Свердловской области, является фармацевтическим работником, живет и работает в сельской местности;
- компенсация предусмотрена для работников муниципальной системы здравоохранения, и аптека ООО «Аптека-180» в нее входит и остается подчиненной муниципальной администрации даже после преобразования;
- аптека, где трудится истец, — единственная аптека в ведении муниципалитета на территории района, только там изготавливают лекарства и продают препараты ПКУ;
- фармацевт занимается общественно-важной деятельностью в сельской местности.
Кроме того, аптека и до реорганизации была коммерческой, просто в форме МУП. И из бюджета она не финансировалась, так что ничего не изменилось, коммерческая составляющая работы аптеки не может означать, что она не входит в муниципальную систему здравоохранения, считала представитель истца.
Аргументы местной администрации
Администрация, отстаивая свою правоту, искала поддержки в позиции властей Свердловской области. Согласно разъяснению, полученному от них, ООО, которые занимаются фармацевтической деятельностью, не подведомственны органам местного самоуправления. Поэтому они не часть муниципальной системы здравоохранения, и работающие в таких аптеках фармацевты не могут получать соцподдержку (письмо Министерства соцполитики Свердловской области от 16.12.2024 № 07-12-17/11590).
Что решили суды
Надо сказать, что в деле были не только истец (фармацевт) и ответчик (администрация), но и третьи лица: представители министерства соцполитики региона, управления соцполитики при том же министерстве, а также расчетный центр по ЖКУ и, собственно, сама аптека. По юридическим правилам третьи лица — это те, на кого решение суда прямо не повлияет, но чьи права может затронуть. Конечно же все эти «третьи лица» встали на сторону администрации.
Однако суд напомнил чиновникам, что такое меры соцподдержки и для кого они созданы. В Свердловской области эти меры для фармработников установлены:
- Законом Свердловской области об основах охраны здоровья;
- Порядком предоставления компенсаций, утв. постановлением Правительства Свердловской области.
Согласно этим двум документами выплаты полагаются специалистам фармсферы, если соблюдены одновременно два условия:
- должность фармработника есть в должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н;
- фармацевтическая организация подведомственна региональным властям или относится к муниципальной системе здравоохранения.
Первое условие, очевидно, споров не вызывало: истец получила среднее профессиональное образование и работала в должности фармацевта, которая соответствует Номенклатуре. А вот по второму пункту мнения разошлись. Хотя спорящие стороны были согласны, что учредителем аптеки выступает местная администрация, но истец из этого сделала вывод, что аптека относится к муниципальной системе здравоохранения. А ответчик и все остальные участники процесса так не считали.
Не так важно, в какой форме существует аптека: МУП или ООО, ее решения определяет местная администрация. Поэтому, подвел итог суд, фармацевт, сохраняет право на компенсацию, как и до реорганизации МУП в ООО. Выплату надо возобновить «задним числом», то есть с той самой даты, когда работник ее лишилась.
Апелляция и кассация поставили точку в споре
После того, как фармацевт выиграла суд, вопрос казался решенным. Но чиновники не смирились с поражением. Причем апелляционную жалобу подала не местная администрация, а третье лицо, то есть Управление соцполитики Свердловской области, представитель которого даже не пришел на заседание суда первой инстанции.
Теперь же чиновники настаивали, что подведомственными муниципальной или региональной власти считаются только аптеки в форме унитарных предприятий, но никак не ООО.
Впрочем, суд апелляционной инстанции, а за ним и кассационный суд — да, была и кассационная жалоба, ведь проигрыш чиновников сулил бюджету расставание с деньгами — поддержали фармацевта.
Суды напомнили, что формальный подход к рассмотрению дел недопустим. Если женщина по-прежнему живет в сельской местности и работает в той же аптеке, в той же должности, то она не может лишиться соцподдержки только потому, что администрация реорганизовала аптеку в ООО. При том, что реорганизация была проведена во исполнение закона ( 7-го КСОЮ от 09.12.2025 по делу № 2-506/2025).
На момент подготовки этой статьи на сайте Верховного суда не было сведений о том, что дело продолжается. Будем надеяться, что кассационный суд действительно поставил в нем точку.
Фармацевт — не продавец
Это судебное дело важно не только тем, что вселяет надежду: права частного лица можно защитить. Выводы суда кассационной инстанции интересны еще и тем, что подчеркивают статус аптечных организаций и касаются целой категории специалистов.
Надо сказать, что в Свердловской области это дело не было первым спором между фармацевтическим работником и администрацией в связи с правомерной реорганизацией аптеки в ООО. Так, в октябре 2025 г. Седьмой кассационный суд уже рассматривал сходный спор. В том случае и.о. директора муниципальной аптеки, расположенной в другом районе Свердловской области, тоже лишили выплат из-за реорганизации.
Суд еще тогда подчеркнул: то, что аптека стала коммерческой организацией, не исключает подведомственность фармацевтической организации органу местного самоуправления. И хотя ОКВЭД аптеки относится к виду деятельности «Торговля розничная», но аптека — это не только торговое предприятие, но и участник отношений в области охраны здоровья ( 7-го КСОЮ от 21.10.2025 № 88-14033/2025).
Именно об этом мы говорили, когда запустили акцию «Фармацевт — не продавец». И здорово, что удается получать официальные судебные позиции с такими выводами. А то, что ради этого нужно год судиться с чиновниками, конечно, не радует.
Что делать фармацевтическим работникам в подобной ситуации
В 2024 г. многие муниципальные предприятия, в том числе — аптеки в селах, рабочих поселках были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, таково было требование закона. Те, кто принял решение о реорганизации, но не успел провести ее в 2024 г., могли сделать это в 2025 г. ( от 27.12.2019 № 485-ФЗ).
Поэтому в сходной ситуации могли оказаться и другие фармацевтические работники муниципальных аптек. Важно понимать, что если после реорганизации единственным учредителем и участником аптеки в форме ООО стала местная администрация, то такая аптека остается частью муниципальной системы здравоохранения. А ее сотрудники не должны лишаться мер соцподдержки. Это главный вывод, который дал нам суд.
Поэтому если нарушение прав, как и в нашей истории, все же произошло, можно поступить так:
- Если после реорганизации муниципальной аптеки в ООО фармацевтический работник получил уведомление о прекращении соцподдержки или фактически лишился ее, то можно сначала обратиться в администрацию или сразу пойти в суд. Рассмотрим оба пути, но если с потери выплат прошло много времени, вариант с судом предпочтителен.
- До обращения в суд можно направить письменное требование о возобновлении мер соцподдержки, оно должно быть написано или напечатано в двух экземплярах. В документе укажите, в какой период и на каком основании вы как фармработник муниципальной аптеки получали выплаты. Укажите свою должность — например, фармацевт, провизор. Она должна соответствовать Номенклатуре, утвержденной Минздравом России.
- Документ следует подписать и отнести в тот орган, решением которого вам назначена выплата. Например, это может быть муниципальная администрация. Один экземпляр требования остается у чиновников, на другом они должны сделать отметку о принятии документа. Можно отправить почтой, заказным письмом с описью вложения.
- В ответе, который в течение месяца вам должны направить чиновники, должны быть данные решения, на основании которого выплаты прекратились, и его суть. Если дело только в том, что аптека преобразована, например, из МУП в ООО, то стоит обратиться в суд, шансы его выиграть высоки.
- Большинство реорганизаций муниципальных аптек должны были пройти до 2025 г., и если выплат нет с тех пор, а работник пока не добился справедливости, можно сразу обращаться в суд, минуя переписку с администрацией. В суде нужно потребовать признать незаконным решение администрации, которое лишило вас соцподдержки. Следует добавить и требование о признании своего права на последнюю. Можно сослаться на пример, о котором мы рассказали в статье. Суды не обязаны повторять практику друг друга, но часто обращают внимание на решения уровня кассации.
- Порой причины утраты мер социальной поддержки могут оказаться иными. Например, должность, стаж, место жительства, статус или иные характеристики работника перестали отвечать критериям из регионального закона. На этом этапе важно разобраться, стоит ли затевать спор. Если оснований его выиграть нет, судебная тяжба испортит нервы. Будет лучше на досудебном этапе обратиться за профессиональной юридической помощью.
Может быть множество случаев, когда мы лишаемся своих законных выплат или нарушаются другие наши права. И мы считаем, что важно не только жаловаться друг другу на трудности, справляясь таким образом со стрессом, но и делиться успешными случаями. Потому что это вдохновляет и дает конкретные инструменты для решения схожих проблем. Поделитесь своими юридическими вопросами, связанными с профессиональной деятельностью, в комментариях, чтобы мы могли осветить наиболее интересные из них в других статьях.







