Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Как побороть страх полета на самолете?

3

Ликбез от бывалого авиатора

«Аэрофобия не действует выборочно, она поражает всех – женщин, мужчин, бизнесменов, спортсменов, отважных военных и даже… самих летчиков».

Василий Ершов КВС Ту-154 с 35-летним стажем.

В основу этого материала легли книги легендарного летчика Василия Ершова, который, к сожалению, уже ушел из жизни, однако оставил после себя целый ряд трудов, посвященных гражданской авиации. Немало внимания он уделил и такому явлению как страх полета. Его книга «Аэрофобия» многим позволила научиться контролировать этот страх. 

История «болезни»  

Лето – сезон отпусков и в это время миллионы людей отправляются в путешествие, чтобы провести каникулы на берегах теплых морей, в горах Алтая, озере Байкал, на Камчатке и многих других живописных уголках России. С учетом наших географических реалий, чтобы попасть к месту отдыха и не потратить большую часть оплаченных работодателем дней на сам переезд из точки А в точку Б, люди выбирают услуги авиакомпаний. 

Для большинства отпускников несколько часов, проведенных в воздухе, не представляют особой проблемы, а многие даже получают от этого удовольствие. Однако есть и те, для кого перелет становится самым настоящим испытанием.

Подобные переживания, страхи и панические атаки принято называть аэрофобией. По некоторым оценкам, свыше 85% авиапассажиров испытывают дискомфорт перед предстоящим полетом. 20% признаются в боязни перелетов. Около 10% людей вообще не способны преодолеть свой страх и отказываются от путешествия на самолете.

Набор симптомов при этом примерно одинаковый: повышение артериального давления, потливость, одышка, слабость. Но самое главное – зацикленность человека на том, что в полете может произойти что-то ужасное. Пассажир предвзято высматривает в окружающей обстановке и поведении экипажа признаки проблем. Часто сильные переживания начинаются еще за несколько дней до рейса. 

Ситуацию усугубляет и то, что в медийном пространстве очень широко освещаются авиакатастрофы. При этом тиражируются различные слухи, домыслы, которые зачастую имеют мало отношения к реальности, но вызывают недоверие к надежности самолетов и уровню профессионализма пилотов. Этот информационный шум знаний не прибавляет, зато заметно усиливает страхи.               

Чем выше, тем безопаснее

«Сам по себе синдром боязни перелетов может быть производным акрофобии — страха высоты, который заложен в нас от рождения, – поясняет психолог Аркадий Кузнецов (Новосибирск), – Кто-то может с ним совладать, а кто-то нет. Действительно, на протяжении многих веков наши предки даже представить себе не могли, что можно оказаться на высоте 10 тысяч метров над уровнем моря. У некоторых людей само осознание этого факта вызывает тихий ужас». При этом для большинства современных лайнеров это обычная высота во время выполнения полета. 

Парадокс: в современной авиации чем больше высота, тем безопаснее полет. Обывателю же кажется, что всё ровно наоборот. Вот как этот феномен в своей книге «Аэрофобия» описал Василий Ершов:  «Ведь падение с высоты  10000  метров  заведомо опаснее,  чем  с  двадцати  метров?  Это же очевидно:  с  малой высоты есть  хоть какой шанс, что жив останешься, верно? Ведь самолет, если остановятся двигатели, камнем падает?"

Нет, не камнем. Он планирует и может пролететь с большой высоты больше сотни километров. С малой же высоты – и мяукнуть не успеешь...На  высоте,  при  отказе  двигателя,  летчику  легче  сориентироваться, подобрать  наивыгоднейший  режим снижения,  доложить  земле, может, получить какие-то  рекомендации,  дотянуть  до аэродрома  и  безопасно  сесть.  Самое главное – запас  высоты  дает   время  для  оценки  ситуации  и  принятия оптимального решения».

Не доверяйте своим ощущениям, доверяйте экипажу 

Именно этому прежде всего учат курсантов летных училищ. Пилот за штурвалом должен ориентироваться только на показания приборов, игнорируя физические ощущения организма в полете, поскольку они часто бывают обманчивы. Так же и с пассажирами. Зачастую человеку кажется, что пол в салоне буквально уходит у него из-под ног и лайнер вот-вот рухнет на землю. В этот момент ладони непроизвольно сжимают ручки кресла, учащается сердцебиение, появляется холодный пот. А ведь в этот момент самолет, скорее всего, просто, меняет эшелон полета, или подвергается незначительной турбулентности из-за набегающих потоков воздуха, или совершает штатные маневры во взлетном либо посадочном режиме. То есть опасности нет никакой, а человек впадает в панику

Кроме того, аэрофобы часто прислушиваются к «звуковым эффектам» на борту, и любые шумовые изменения только добавляют им переживаний. «Пилот   чуть  берет  штурвал  на  себя  и  увеличением  угла  атаки компенсирует падение подъемной  силы, - пишет Василий Ершов, — А тут и скорость  наросла, и подъемная сила  начинает  увеличиваться  так,  что  самолет  ощутимо, вдавливая  вас в кресла, начинает подъем к стратосфере.

И вдруг тон двигателей едва заметно снижается. Что это? Отказ?

Нет,  просто  надо  снять  напряжение с  двигателей  и перевести  их со взлетного на номинальный, щадящий режим.  И дальше будем набирать  высоту на номинале.

Уф. Перевели дыхание. И вдруг! Машина наклоняется, земля торчком! Мама! За что бы ухватиться...».

Дальше капитан рассказывает, что самолет выполняет обычный вираж, во время которого все аэродинамические силы уравновешены. Но пассажиру тревожно, так как он видит наклон земли, но не ощущает этого. Включается подсознание. Но оно нас обманывает. Лайнер совершает поворот не на ровном месте, а за счет крена, поэтому центробежные силы не воздействуют на тех, кто находится на борту. Визуальный эффект в данном случае тоже часто обманчив.

В иллюминаторе иногда создается картина, что тяжелый аэробус выполняет фигуру высшего пилотажа подобно истребителю. Но на самом деле пассажирские самолеты совершают развороты с креном не более 30%. Это абсолютно безопасно.

Знание – сила!

В целом книга Василия Ершова «Аэрофобия» — это не только ликбез для чайников о работе гражданской авиации, но и отличное успокоительное для людей, страдающих боязнью перелетов. Бывалый капитан в доступной форме обычным человеческим языком описывает процессы, которые происходят с воздушным судном во время выполнения полета, о подготовке экипажей и надежности авиационной техники. 

Затрагивает он и тему авиационных происшествий, но именно с точки зрения профессионала, поэтому это не пугает, а дает понять, что «уронить» современный самолет не так то просто при всём желании, которого у нормального летчика, разумеется, возникнуть не может. И подобная информация оказывает на многих аэрофобов куда более действенный эффект чем беседы с психологами или прием успокоительных препаратов. 

Поэтому если вы боитесь лететь в отпуск или командировку, прочитайте, книгу Василия Ершова «Аэрофобия» и ваши страхи, если и не уйдут окончательно, то, как минимум, станут менее иррациональными и более контролируемыми. В сети труд легендарного летчика имеется в свободном доступе в онлайн-библиотеке Максима Мошкова.

«Многие профессиональные психологи признают, что страх полета чаще всего возникает или усиливается именно от нехватки информации, – добавляет психолог Аркадий Кузнецов, – Во время терапии в таких случаях я рассказываю пациентам об устройстве самолетов, физических принципах полета, предоставляю статистические данные». Статистика же однозначно свидетельствует о том, что авиационный транспорт на сегодняшний день считается самым безопасным.

Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

Новости

Ещё

Аккредитация

Ещё

Правовой разбор

Ещё

Ассортимент и консультирование

Ещё

Аптечная психология

Ещё

Мнения

Ещё

Просто о жизни

Ещё

Коронавирус

Ещё

Работа в аптеке

Ещё

ФармШОК

Ещё

Квизы

Ещё

ОРВИ по науке

Ещё

Аллергия по науке

Ещё

ФармЭссе

Ещё