
Первостольник — это сотрудник, который первым встречает покупателей в аптеке и помогает им с выбором необходимых медикаментов. Такой сотрудник обязательно должен обладать фармацевтическим образованием: либо высшим (провизор), либо средним специальным (фармацевт). Чтобы стать фармацевтом, необходимо окончить фармацевтический колледж, что займет около трех лет. Провизору требуется пройти обучение в медицинском вузе в течение пяти лет, плюс дополнительно год на получение сертификата специалиста.
Сертификат специалиста является обязательным для работы в профессии, без него ни фармацевт, ни провизор не могут заниматься своей деятельностью. Такое требование закреплено в законодательстве. Кроме того, каждые пять лет специалисты проходят курсы повышения квалификации для обновления своих умений и получения нового сертификата. Таким образом, работа провизора или фармацевта намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Обязанности первостольника в аптеке
Сотрудник аптеки обязан не только продавать медикаменты, но и разбираться в их производстве. Он должен знать, из каких ингредиентов состоят препараты, какие активные компоненты в них используются и каким образом эти вещества могут взаимодействовать в организме с другими лекарственными средствами. Первостольник обязан понимать, какие медикаменты можно комбинировать безопасно, а какие — нежелательно. Он также должен информировать клиентов о правильном приеме лекарств для разных возрастных групп — от младенцев до пожилых людей. Хранение и утилизация просроченных медикаментов тоже входит в его обязанности.
Кроме того, профессионалу аптеки необходимо разбираться в оформлении рецептов: на каких бланках они должны быть выписаны, сколько печатей требуется и кто имеет право их заверять. Рецепт всегда должен оформляться на официальном бланке, и ни ксерокопия, ни фотоснимок, независимо от подписи и печати врача, не признаются официальными. Даже записка с назначением, подписанная доктором, не является настоящим рецептом. В случае предъявления таких документов, первостольник вправе отказать в выдаче препарата, поскольку нарушение правил отпуска медикаментов может повлечь за собой серьезные штрафы от контролирующих органов.
Навыки первостольника для успешной работы
Как известно, существует два типа навыков – «мягкие» (soft skills) и «твердые» (hard skills). Если приобретение «твердых» навыков, напрямую связанных с профессиональной деятельностью, – вопрос времени, то «мягкие навыки» – по сути, личные качества человека, и развить их в себе бывает не так просто. Между тем, по данным многочисленных исследований, успешность продаж зависит в первую очередь именно от «мягких навыков».
При подборе специалиста на должность работника первого стола в аптеке стоит искать сотрудника с хорошо развитыми следующими качествами:
Клиентоориентированность, терпеливость, выдержка, умение расположить к себе
Работник первого стола ежедневно общается с людьми, требующими к себе особого внимания. Именно поэтому готовность выслушать клиента, выказать участие и предложить решение его проблемы – ключевой среди «мягких» навыков для этого специалиста. Посетитель аптеки обязательно запомнит внимательное отношение к себе и, когда в следующий раз возникнет потребность в лекарственных средствах, с большей вероятностью придет именно в эту аптеку.
Стремление повышать свой профессиональный уровень и интерес к обучающим мероприятиям позволят быть в курсе основных тенденций и оставаться высококвалифицированным специалистом.
Внимательность и самокритичность
Думаю, никому не нужно объяснять, что отпуск лекарственных средств – большая ответственность. Это та сфера, в которой недопустимы ошибки – особенно если учесть, что наши соотечественники нередко предпочитают приобретать лекарства, не обращаясь к врачу, и работник аптеки выступает в качестве консультанта.
Адаптивность, умение работать в команде
Работник первого стола в аптеке – это один из членов команды, и очень важно, чтобы он был готов делиться собственным опытом, выступать в роли наставника для молодых специалистов.
Открытость новому, стремление к самосовершенствованию
Это качество, безусловно, необходимо представителям подавляющего большинства специальностей. Сотрудники аптеки не являются исключением, в первую очередь потому, что на рынке лекарственных средств регулярно появляется новая информация, касающаяся форм выпуска, правил отпуска, законодательных норм и т. д. Высокий уровень мотивации, стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень, проявление интереса к специализированным обучающим мероприятиям – всё это позволит работнику быть в курсе основных тенденций и оставаться высококвалифицированным специалистом.





