Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Таблички со шрифтом Брайля в аптеках

8
Пандусы, благодаря которым маломобильные группы населения могут самостоятельно или с небольшой помощью попасть в аптеку, уже привычны глазу. А вот таблички со шрифтом Брайля, которые входят в комплекс мероприятий по доступности для инвалидов по зрению, можно увидеть не часто. Разберем законы, регламентирующие таблички со шрифтом Брайля у входа в аптеку. 

Что говорится в нормах закона о табличках со шрифтом Брайля

1. Ст.15 Закона № 181-ФЗ обязывает организации (независимо от организационно-правовой формы) обеспечивать «дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля».     Формально ИП здесь не упомянуты, и можно считать, что к аптекам-ИП это требование не относится. Но всегда надо помнить, что в соответствии с нормами закона № 323-ФЗ ИП приравнены к организациям, оказывающим услуги в сфере охраны здоровья, и всегда можно будет выстроить цепочку, по которой будет прослеживаться такая обязанность и для ИП. Можно, конечно, выбрать другую тактику и дожидаться активной судебной практики.

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» повторяет формулировку закона № 181-ФЗ, но также акцентирует внимание на необходимости сопровождения инвалида, оказание любой помощи для получения качественной услуги. Напомним, что согласно закону № 323-ФЗ аптеки входят в частную систему здравоохранения.

3. В Своде правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. приказом Минстроя РФ от 30.12.2020 № 904/пр) указано, где следует размещать информирующие тактильные таблички со шрифтом Брайля, в частности: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения и рядом с устройствами вызова помощи 

4. В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 59602-2021 «Тактильно-визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению. Технические требования» (утв. приказом Росстандарта от 29.07.2021 № 663-ст) указано наполнение тактильных информационных табличек:

  • наименование объекта: должно быть отображено в верхней части тактильно-визуальной схемы шрифтом Брайля и плоскопечатным или рельефно-линейным шрифтом)
  • содержание: описание к схеме должно быть помещено рядом с названием тактильно-визуальной схемы или легендой. Оно может быть опущено, если тактильно-визуальная схема в нем не нуждается. Также может быть выполнено в виде аудиофайла с прослушиванием через наушники
  • легенда (условные обозначения): должна содержать все типы рельефных знаков (рельефные или рельефно-графические символы и метки, буквенные и цифровые символы), текстуры, использованные на этой тактильно-визуальной схеме, и объяснения к ним плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтом
  • иное информационное содержание
  • дата изготовления и контактная информация производителя (разработчика) этой тактильно-визуальной схемы.
Для людей с нарушением зрения такие таблички «должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема».

5. Поскольку Минтруд РФ занимается разработкой и реализацией государственной программы по созданию доступной для инвалидов среды и равных возможностей, то интересно будет для ознакомления и «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов», утв. Минтрудом РФ в 2015 году (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/108). Мнение регулятора заключается в том, что приспособление объектов инфраструктуры (в частности, аптек) для инвалидов должно быть разумным и может осуществляться двумя способами:

  • обеспечение доступности  зданий и сооружений организации за счет размещения надписей шрифтом Брайля, а также за счет оборудования их пандусами, широкими дверными проемами и т.п.                                                     

  • обеспечение доступности услуг организации за счет изменения порядка предоставления этих услуг, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п

Из общих рекомендаций Минтруда по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с нарушением зрения выделены следующие:

  • устранение информационных и физических барьеров на пути движения
  • предоставление информации в доступном виде (например, укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки)
  • допуск тифлопереводчика (человек, который визуальный ряд для инвалида по зрению доводит с помощью слов)
  • допуск собаки проводника

Проверки аптечных организаций

Проверки аптек по соблюдению требований беспрепятственного доступа инвалидов для получения лекарственной помощи проходят волнами. Причинами проверки, как правило, становятся жалобы самих покупателей или их представителей. Однако это могут быть и плановые или внеплановые проверки контролирующих органов. На прокуратуру мораторий 24-го года не распространяется, а Роспотребнадзор может выйти на внеплановую проверку по жалобе потребителя-инвалида. В основном, требования по соблюдению прав инвалидов по доступной среде проверяют представители прокуратуры.

Списки контрольных вопросов Росздравнадзора (приказ Росздравнадзора от 16.09.2022 № 8700) содержат лишь отсылку к п.21 НАП. В этих вопросах говорится о необходимости обеспечения беспрепятственного входа/выхода для лиц с ограниченными возможностями или возможности вызова фармацевтического работника (в случае если есть конструктивные особенности аптеки, которые препятствуют соблюдению требований законодательства о защите инвалидов). Ответы на эти вопросы дают представление о соблюдении или несоблюдении аптекой обязательных требований.

С 1 января 2018 года в Федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон № 181-ФЗ) появилась норма, согласно которой права инвалидов, предусмотренные действующим законодательством, будут соблюдаться через проведение, в том числе, федерального государственного контроля в сфере обращения ЛС. Таким образом, проверка Росздравнадзором требований, «разбросанных» по разным нормативным актам, регламентирующим защиту прав этой категории граждан, возможна. 

Ответственность

Поскольку в НАП есть требования, касающиеся инвалидов, органы прокуратуры стремятся наказать (судя по статистике вынесенных прокурорами постановлений) аптеку по ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за нарушение лицензионных требований по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение штрафа: 

  • для должностных лиц от 3000 до 4000 рублей 
  • для юридических лиц от 30000 до 40000 рублей)

Однако, в соответствии с п.18 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение лицензионных требований, установлена другими статьями КоАП РФ, то действия лица следует квалифицировать по специальной норме КоАП РФ. В этом случае неисполнение требований закона по адаптации аптеки или ее услуг для нужд инвалидов может стать причиной привлечения к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены штрафы поменьше:

  • для должностных лиц от 2000 до 3000 рублей
  • для юридических лиц от 20000 до 30000 рублей

Выводы

Хотя Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что мероприятия по приспособлению объектов (аптек) к нуждам инвалидов, указанные в ч.1 ст. 15 Закона 181-ФЗ, применяются «исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам», судебная практика по этому вопросу не имеет единства в решениях и давно действующие объекты инфраструктуры суды обязывали установить необходимые технические приспособления для обеспечения доступа инвалидов.

В связи с этим, в целом для обеспечения прав инвалидов аптечным организациям можно использовать следующий алгоритм действий:

  1. Ознакомиться с Приказом Минтруда РФ от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики». Он поможет определить категории инвалидов для формирования условий доступности для каждой группы.
  2.  Обратится в организацию инвалидов, на территории ведения которой находится аптека, для совместной выработки перечня действий для адаптации аптеки под нужды инвалидов различных групп.
  3.  Установить:
  • пандус (если конструктивная особенность аптеки не позволяет это сделать, то соберите документами, которые это подтверждают, и установите кнопку вызова сотрудника) 
  • на входной двери желтый круг и контрастные линии (желтого цвета) на ступенях (см., например, ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»)
  • табличку со шрифтом Брайля, повторяющую вывеску с режимом работы. Изготовить  разместить ее можно в соответствии с нормами ГОСТ Р 56832-2020 «Шрифт Брайля. Требования и размеры». Если в аптечной организации несколько залов для посетителей, то лучше разместить еще одну табличку со шрифтом Брайля на входе в следующий зал. Исходя из приведенных выше норм, следует разместить указатель со шрифтом Брайля у кнопки вызова сотрудника аптеки.                                                                                    

Это основные моменты, которые проверяла прокуратура с 2016 года. Дополнительные моменты:

  1. Учитывая, что Минздрав рекомендует включать функцию сопровождения инвалида при получении услуг, важно добавить этот пункт в должностные инструкции сотрудников аптеки.
  2. В качестве информационно-методических материалов можно использовать рекомендации по оценке доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, утв. приказом Минпромторга РФ от 23.12.2020 № 4608.

Изображение от prostooleh на Freepik

Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Авторюрист в фармотрасли

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии

Новости

Ещё

Аккредитация

Ещё

Правовой разбор

Ещё

Ассортимент и консультирование

Ещё

Аптечная психология

Ещё

Мнения

Ещё

Просто о жизни

Ещё

Коронавирус

Ещё

Работа в аптеке

Ещё

ОРВИ по науке

Ещё

Аллергия по науке

Ещё

ФармЭссе

Ещё

ФармШОК

Ещё

Квизы

Ещё