Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

info@pharmznanie.ru +7 (499) 213-05-00

Жизнь во вселенной запахов: как формируется любовь к аромату

Почему даже один и тот же аромат люди воспринимают по-разному
Партнёр публикации

У всех людей есть субъективный обонятельный опыт, связанный с жизненными обстоятельствами, профессией и генетическими факторами [1]. Но как объяснить, что даже один и тот же аромат люди воспринимают по-разному? 

В материале разбираемся в том, как формируется впечатление от запахов и почему одни нам приятны, а от других хочется закрыть нос.  

Аромат создает впечатление о мире

Восприятие запаха, или одоранта, — один из древнейших механизмов выживания, который есть даже у одноклеточных. Чтобы найти питательные вещества, они ориентируются на примитивное обоняние. С его же помощью эти организмы избегают контакта с опасностью [2]. 

Главная функция обонятельной системы — получать сигналы из внешнего мира. Запах определяет поведение: подойти или держаться подальше, съесть или выплюнуть, убежать или напасть [3]. 

«Обучить нос» помогает жизненный опыт

Первое знакомство с одорантом запускает механизм обонятельного обучения [2]. В зависимости от обстоятельств, в которых человек почувствовал запах, он неосознанно причисляет его к одной из двух групп: ароматы, которые мы ощутили в комфортной обстановке, не вызывают тревогу и становятся приятными; запахи, ассоциирующиеся с опасностью, болезнью, страхом, нам не нравятся.

У каждого человека свой набор любимых ароматов. Предпочтения формируют культурные и семейные традиции, в окружении которых вырос человек, острота обоняния, богатство жизненного опыта — своего рода «парфюмерная насмотренность». Однако список неприятных одорантов похож у большинства людей. Так произошло не случайно. Чаще всего отталкивающий запах — это сигнал опасности: сероводород, гниль, ядовитые растения [4].

ИНН 7731190470, ООО «ДжейТНЛ»

Источники
1. Алексанян, Ю. С. и соавт. Методы исследования обоняния: историческая справка и современные тенденции // Эффективная фармакотерапия. — 2022. — № 18 (49). — С. 22–26. 2. Gottfried, J. A. Neurobiology of Sensation and Reward // CRC Press/Taylor & Francis. — 2011. 3. Auffarth, B. Understanding smell — The olfactory stimulus problem / B. Auffarth // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. — Vol. 37, Issue 8, September 2013. — P. 1667–1679. 4. STENA.EE. Интервью с флейвористом о химии ароматов. — URL: https://inlnk.ru/kXgpBZ 5. Khan, R. M. Predicting Odor Pleasantness from Odorant Structure: Pleasantness as a Reflection of the Physical World // Journal of Neuroscience. — 12 September 2007. — № 27 (37). — P. 10015–10023.
Идентификатор рекламы: 2VfnxyLFp8p
Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Рекомендуем к прочтению

Партнёр публикации

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии