Опубликовано исследование, которое показывает как наши соотечественники выбирают лекарственные препараты для покупки. Неужели фармацевтическая грамотность населения стремительно растет?
Опрос респондентов по всей стране проводил Аналитический центр НАФИ в июле 2024 г. Всего в исследовании приняло участие 1,6 тыс. совершеннолетних граждан из всех субъектов России. Выборка создана на основе официальных сведений Росстат и отражает население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Погрешность подсчетов составляет менее 3,1%.
Интересные результаты
Аналитики показали, что в нынешнем году, как и в предыдущем, самыми главными критериями по-прежнему остаются цена, рекомендация врача и хорошая переносимость лекарственного средства. При этом рекомендация врача в 2024 г. стала важнее стоимости препарата, в отличие от 2023 г.
Между тем появились и новые тренды по остальным позициям топа критериев. Так, в этом году отчетливо видно, что клиенты аптек стали больше внимания обращать не на субъективные моменты (например, личный медикаментозный опыт), а на объективные параметры вроде размера упаковки лекарства, его формы выпуска и списка противопоказаний. Ниже представлен полный перечень, сравнивающий позиции критериев за два года.
Руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ Александра Семеновасчитает, что исследование демонстрирует два важный момента:
Во-первых, всесторонне повышается грамотность наших соотечественников. Это относится и к финансовой, и к потребительской грамотности. Люди все чаще обращают внимание на то, что нужно конкретно в их ситуации для экономии бюджета. Например, для регулярного использования берут большие упаковки лекарств, которые в пересчете на разовый прием обойдутся дешевле. Либо же используют небольшие упаковки — ровно столько, сколько надо для курса лечения.
Во-вторых, граждане стали ответственнее относиться к своему здоровью. Меньше занимаются самолечением, чаще прислушиваются к мнению врачей.
«Это пока еще нельзя назвать значимым трендом, но мы считаем ослабление влияния личного опыта важным индикатором на пути к устойчивой лекарственной безопасности россиян», – подчеркивает Семенова.
Повышение фармграмотности
Похоже, клиенты аптек пересматривают отношение к своему здоровью и выбору препаратов. Все чаще люди руководствуются объективными критериями, что повышает эффективность взаимодействия в формате «клиент-специалист».
Помогут ли подобные тренды облегчить работу фармацевтов и провизоров? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Также напоминаем ответственным читателям о том, что мы на регулярной основе помогаем повышать лекарственную грамотность благодаря циклу полезных материалов для фармспециалистов. В них подробно разобраны важнейшие критерии, на которые опираются клиенты аптек.