Свежее исследование ученых из Медицинского центра Ирвинга при Колумбийском университете выявило, что обучение продлевает жизнь. Соответствующая научная статья была опубликована в журнале JAMA Network Open.
Истоки проекта
Главный вопрос, который американские ученые выясняют аж с 1948 года звучит следующим образом: «Связана ли восходящая образовательная мобильность с более медленными темпами биологического старения и увеличением продолжительности жизни?» Поясним, что под образовательной мобильностью принято понимать любое изменение образовательного статуса либо социальным субъектом, либо социальной группой. Если изменение образовательного статуса происходит относительно прошлого поколения («поколения родителей»), то речь идет о межпоколенной образовательной мобильности. Изменение образовательного статуса относительно разных временных точек одного и того же поколения называют внутрипоколенной образовательной мобильностью. «Восходящая образовательная мобильность» — это движение вверх по образовательной иерархии, повышение образовательного статуса.
Дизайн научной работы
В этом проспективном когортном исследовании были изучены данные 3 поколений участников Framingham Heart Study (долгосрочное исследование сердечно-сосудистой системы жителей города Фреймингем):
- исходная когорта (1-е поколение), зарегистрированная с 1948 года;
- когорта потомков (2-е поколение), зарегистрированная с 1971 года;
- когорты потомков 3-го поколения, зарегистрированная с 2002 года.
Таким образом, была создана база данных трех поколений для количественной оценки образовательной мобильности между поколениями. Далее ученые решили проверить связь образовательной мобильности с данными о метилировании ДНК крови, позволяющими оценить темпы биологического старения. Более того, для чистоты эксперимента анализ был повторен с использованием четырех других моделей эпигенетических часов. Наблюдение за выживаемостью проводилось до 2019 года. Образцы крови собрались в когорте потомков 2-го поколения в 2005-2008 годах (1652 участника) и когорте 3-го поколения в 2009-2011 годах (1449 участников).
Образовательная мобильность измерялась путем сравнения учебных результатов участников с результатами их родителей. Анализ данных шел полтора года с использованием информации, полученной из базы данных генотипов и фенотипов Национального института здравоохранения (dbGaP).
Интригующие результаты
После анализа данных 3101 участника Framingham Heart Study оказалось, что участники, которые были более мобильны в образовательном плане, имели тенденцию к более медленному старению в дальнейшей жизни. Эта модель связи была схожей между поколениями и подтверждалась даже при сравнении внутри семьи между братьями и сестрами. За период наблюдения умерло 402 участника из когорты потомков 2-го поколения. Восходящая образовательная мобильность была связана с более низким риском смертности. Каждые 2 года дополнительного обучения привели к замедлению темпов старения на 2-3%. Подобное снижение темпов старения соответствует снижению риска смертности примерно на 10%.
Таким образом, ученые сделали вывод о том, что повышение уровня образования способно замедлить темпы биологического старения и способствовать долголетию.
Хотите научиться определять и восполнять нехватку витаминов и минералов в рационе? Вам поможет курс «PRO Витамины: просто о сложном. Сочетания и антисочетания для красоты и здоровья всей семьи»
Источники
Columbia University Irving Medical Center, «More Schooling is Linked to Slowed Aging and Increased Longevity»
JAMA Network Open, Educational Mobility, Pace of Aging, and Lifespan Among Participants in the Framingham Heart Study
Епихина Ю. Б. Образовательная мобильность и первое место работы //Научный результат. Социология и управление. – 2017. – Т. 3. – №. 4 (14). – С. 13-28.
https://www.nhlbi.nih.gov/science/framingham-heart-study-fhs