В 2024 году стоимость пероральных контрацептивов в России выросла на 14,6% по сравнению с предыдущим годом. Средняя цена упаковки таких препаратов составила 1539 рублей, что подтверждают данные аналитических компаний DSM Group и RNC Pharma. При этом объем продаж противозачаточных таблеток в натуральном выражении впервые с 2021 года снизился на 1,4% и составил 20,9 млн упаковок. В денежном эквиваленте рынок, напротив, увеличился на 13% и достиг 32,1 млрд рублей.

Причина такого роста вероятно стали увеличение затрат на сырье, логистику и производственные процессы. По информации аптечных маркетплейсов, таких как "Ютека", "Мегаптека.ру" и "Здравсити", средняя стоимость упаковки противозачаточных препаратов в 2024 году увеличилась на 6–13% в зависимости от площадки. Наиболее значительное подорожание зафиксировано у производителей с крупной рыночной долей, таких как Bayer (55% рынка) и Gedeon Richter (34,7%).
Кроме того, изменения на рынке коснулись не только пероральных контрацептивов, но и других средств контрацепции. Продажи презервативов в 2024 году сократились на 5%, до 18,4 млн упаковок, при этом их средняя стоимость увеличилась на 13%, достигнув 401 рубля. В то же время интерес к экстренной контрацепции возрос: в феврале 2024 года Минздрав разрешил безрецептурную продажу "Постинора" и "Эскапела", что привело к пятилетнему рекорду по тратам на контрацепцию в первой половине года.
Коллеги, замечаете ли вы изменения в доступности и стоимости контрацептивных препаратов? Как, на ваш взгляд, это может повлиять на медицинскую практику?