Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

info@pharmznanie.ru +7 (499) 213-05-00

Препараты, запрещенные при вождении: рекомендации для фармацевтов

Алгоритм: как фармацевту консультировать покупателя, который водит автомобиль

Лекарства аптечного ассортимента, которые пациенты привыкли применять от аллергии, боли или кашля, могут привести к проблемам за рулем. Из-за своего состава или индивидуальной чувствительности человека некоторые из них снижают скорость реакции, концентрацию. Лишать водительских прав за то, что человек принял разрешенное лекарство, перестали. Позиция судов четкая: автомобилиста накажут, только если превышена доза алкоголя либо в крови нашли наркотические или психотропные вещества. Однако нельзя находиться на дороге, когда зрение нечеткое после глазных капель или тянет в сон от антигистаминного. Это опасно, хотя не влечет лишение прав. Фармацевтам приходится сложно: официального обязательного списка «запрещенки для водителей» пока нет. О чем и как предупредить покупателя, можно ли предлагать замену препарата, в каком случае отправлять к врачу, рассказываем в статье.

Содержание

Что такое «состояние опьянения» и при чем здесь лекарства: юридические основы

Чтобы дать правильные советы покупателям, предостеречь их от управления автомобилем после приема некоторых препаратов, фармацевт должен понимать юридические критерии «состояния опьянения». Вести автомобиль в этом состоянии запрещено законом.

По закону состояние опьянения, которое грозит лишением водительских прав, может вызвать:

  • алкоголь. Водителя признают «нетрезвым», если концентрация этанола в выдыхаемом воздухе свыше 0,16 мг/л или в крови от 0,3 г/л.
  • наркотические и психотропные вещества (НС и ПВ). Для них действует принцип «нулевой толерантности»: концентрация в организме роли не играет. Нашли НС и ПВ или их метаболиты в крови, моче –– установили опьянение;
  • иные вещества. Какие именно, не уточняется. Из-за этого правоохранители и суды включали в эту категорию легальные лекарства, которые могли влиять на состояние водителя. Но три года назад Конституционный Суд разъяснил: приравнивать состояние после лекарств к алкогольному, наркотическому и иному опьянению неверно. Лишать прав по ст. 12.8 КоАП РФ можно только тех, кто превысил допустимую дозу алкоголя либо принял вещества из правительственного Перечня НС и ПВ.

В прошлом году Минздрав предложил свой список лекарств, которые не стоит употреблять за рулем. Документ, впрочем, носит информационно-рекомендательный характер и юридической силы не имеет. Мы писали об этом здесь.

Привычные лекарства могут снижать концентрацию за рулем

Если водитель до поездки принял терапевтические дозы лекарств, назначенные врачом, и у него нарушены координация, речь, то его могут направить на освидетельствование. 

Установить состояние опьянения может только лицензированная клиника. Эксперты, которые проводят химико-токсикологические исследования, ориентируются именно на официальный Перечень НС и ПВ и Порядок медосвидетельствования. Он закрепляет, как отбирать биоматериалы и интерпретировать клиническую картину.

И пусть за прием средств от ОРВИ или аллергии прав не лишат, зато отстранить от управления машиной могут: быть за рулем под воздействием лекарств, которые ухудшают внимание и мешают безопасно вести машину, запрещено.

Фармацевт может помочь покупателю предотвратить опасную поездку и конфликт с правоохранителями, если пояснит, что в инструкции по применению препарата есть раздел «Влияние на способность управлять механизмами/транспортными средствами», расскажет о побочных эффектах.

Как лекарственные препараты влияют на способность управлять автомобилем

Воздействие фармпрепаратов на ЦНС может критически снижать способность вести машину, создавая угрозу жизни. Спектр нежелательных эффектов обширен: от легкой седации и замедления скорости реакции до выраженной сонливости, головокружения, нарушений координации и когнитивных искажений. Водитель может не ощущать изменений. Опасной может оказаться полипрагмазия — одновременный прием нескольких препаратов. К примеру, антигистаминное и транквилизатор могут вызвать глубокое угнетение сознания [7].

Негативные последствия приема некоторых препаратов:

  • Гипотензивные средства могут провоцировать ортостатический коллапс или кратковременную потерю сознания.
  • Средства, влияющие на аккомодацию глаза, мешают контролировать обстановку на дороге. По данным FDA, опасны побочные эффекты в виде сонливости, размытости зрения, мышечной слабости и рассеянности внимания [5]. Некоторые медикаменты сохраняют «эффект похмелья» или остаточную седацию на следующий день.
  • Лекарства в сочетании с алкоголем. Пить за рулем нельзя. Даже минимальные дозы спиртного на фоне приема седативных средств многократно повышают риск аварийности [6]. Алкоголь замедляет выведение лекарств, растет их концентрация в крови и может случиться передозировка стандартными терапевтическими дозами.
  • Терапия эпилепсии, сахарного диабета, депрессии. Эти заболевания могут снижать безопасность вождения, а подбирать препараты врачам приходится с особой точностью [7].

Группы препаратов, запрещенные или нежелательные при вождении

По юридическим последствиям можно выделить препараты, которые:

  • приведут к лишению прав, если в организме обнаружится любое их количество. Это НС или ПВ из правительственного перечня. К ним относятся опиоидные анальгетики, противокашлевые препараты с кодеином, некоторые снотворные, например, золпидем;
  • формально не запрещены за рулем, но находятся на предметно-количественном учете (ПКУ) из-за своего сильного действия и (или) способности вызвать зависимость. Например, бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (известен как феназепам), зопиклон, а с 1 марта 2026 г. –– габапентин. При отпуске таких препаратов особенно важно рекомендовать изучить инструкцию и воздержаться от управления автомобилем, если в ней есть такая отметка;
  • не относятся к НС и ПВ, сильнодействующим и не подлежат ПКУ.  Безобидные, по мнению пациента, препараты способны временно снижать концентрацию, остроту зрения, вызывать опасные для водителей побочные эффекты. О них тоже стоит предупреждать и обращать внимание на инструкцию.

Теперь, когда мы разобрались с юридическими сложностями, посмотрим, в каких группах препаратов скрываются опасные для водителя средства.

 

Психотропные вещества

Употреблять за рулем психотропные вещества нельзя. Они сильнее всего влияют на психомоторные функции. Об этом фармацевт должен напоминать тем, кто получает подобные препараты по рецепту. К психотропным относятся анксиолитики, снотворные и седативные средства. Лишить прав могут, если найдут психотропные, включенные в Перечень НС и ПВ. 

За остальные могут отстранить от вождения, если нарушена концентрация или реакция. Однако важно предупреждать водителей об опасности при приеме всех психотропных препаратов.

Бензодиазепиновые транквилизаторы, например, диазепам или бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам), купируют тревогу, но расслабляют мышцы и замедляют мыслительные процессы.

Стоит отметить и анксиолитики небензодиазепинового ряда. Например, антигистаминный препарат гидроксизин имеет седативный эффект и противопоказан водителям. Современные противотревожные средства, к примеру, буспирон, не вызывают седации [8]. Но в инструкции к нему рекомендовано воздержаться от управления транспортом.

Работник аптеки должен помнить, что многие из этих веществ (барбитураты, бензодиазепины) входят в перечень НС и ПВ, нужно предупреждать об этом.

Риск ДТП на 60% выше для водителей, которые регулярно принимают бензодиазепины, как показали исследования [7,8]. В России некоторые препараты этой группы внесены в перечень психотропных веществ, их прием за рулем влечет лишение прав. Например, диазепам. Однако феназепам к НС и ПВ не относится, хотя его использование за рулем может быть опасно.

Снотворные препараты

Абсолютно несовместимы с вождением снотвореные, например, золпидем, зопиклон. Важно предупреждать пациентов о феномене утренней сонливости. Золпидем входит в Перечень НС и ПВ.

Антипсихотические средства (нейролептики)

Лекарства этой группы часто действуют как седативные [8]. Классические препараты вроде хлорпромазина вызывают выраженную заторможенность, а современные атипичные антипсихотики (кветиапин, оланзапин) могут провоцировать резкое снижение давления при смене позы и метаболические нарушения [8]. Пациенты, получающие такую терапию, как правило, имеют медограничения на вождение. И все же фармацевт обязан напомнить, что за руль садиться нельзя, особенно при смене препарата или дозировки.

Наркотические и сильнодействующие анальгетики

Опиоидные анальгетики, например, морфин, фентанил, трамадол, а также кодеинсодержащие препараты сильно угнетают ЦНС [8]. Почти все они относятся к НС и ПВ. Чего не скажешь о трамадоле –– это вещество отнесено к сильнодействующим, а не наркотическим. Из-за этого водители могут полагать, что за рулем его принимать можно. Это не так.

Все названные препараты способны вызывать сонливость, сужение зрачков и снижение остроты зрения, их опасно принимать за рулем. В первые недели терапии риск аварии выше из-за отсутствия толерантности организма [9]. Нельзя сочетать опиоиды и алкоголь: возможны угнетение дыхания и кома.

Антигистаминные препараты

Формально антигистамины не относятся к НС и ПВ, но могут влиять на состояние водителя. Антигистаминные препараты первого поколения проникают через гематоэнцефалический барьер и блокируют H1-рецепторы в мозге. Они вызывают выраженную седацию, снижают внимание и координацию. Такими свойствами обладают, например, хлоропирамин, клемастин и дифенгидрамин (димедрол). Состояние водителя сравнимо с алкогольным опьянением: доказано, что препараты этой группы провоцируют отклонение от полосы движения и замедляют реакцию торможения [10]. Человек может не чувствовать себя сонным, а скорость реакции снижается. При таких симптомах нельзя садиться за руль.

Противоаллергические препараты второго поколения (лоратадин, цетиризин) и их активные метаболиты третьего поколения (фексофенадин, левоцетиризин) практически не проникают в ЦНС и условно безопасны. Однако у некоторых людей может возникать седация, особенно при превышении дозы или сочетании с алкоголем [5]. Например, цетиризин у чувствительных пациентов может вызывать легкую сонливость. Фексофенадин и биластин — антигистаминные препараты с наименьшим риском влияния на вождение, как показывают исследования [11].

Фармацевт должен предостерегать покупателей, которые управляют автомобилем, от использования «старых» таблеток вроде супрастина перед поездкой. И даже современные препараты без седативного эффекта нужно сперва принять «вне дороги», а потом уже пробовать водить.

Противокашлевые препараты

Лекарства этой группы мы можем разделить на два блока:

  • препараты центрального действия с наркотическим компонентом;
  • периферические или безопасные центральные средствами.

Сиропы и таблетки с кодеином несут риски опиоидной седации. Принимать за рулем такие лекарства нельзя, за это лишат прав. Часто в их состав входят дополнительные компоненты вроде прометазина (антигистамин), усиливающие тормозящий эффект. Противокашлевые средства с декстрометорфаном также несут угрозу. Кодеин и декстрометорфан внесены в Перечень НС и ПВ.

Альтернативой выступают растительные препараты или средства на основе бутамирата. Последний подавляет кашлевой центр, не угнетая дыхание и не вызывая зависимости.

 

Фармацевт должен проверять состав противокашлевых средств и предупреждать покупателя, если в них есть кодеин или декстрометорфан: после их приема нельзя управлять автомобилем. Эти средства внесены в перечень НС и ПВ. Можно предлагать безопасную замену.

Противосудорожные средства

Антиконвульсанты применяют при эпилепсии, а также нейропатической боли и расстройствах настроения. К ним относятся, например, карбамазепин, вальпроаты, топирамат. Основной побочный эффект — угнетение ЦНС: сонливость, головокружение, диплопия и замедление когнитивных процессов [7,8].

Старые препараты, вроде фенобарбитала, обладают мощным снотворным действием. Этот препарат включен в перечень НС и ПВ, его употребление грозит лишением водительских прав.

Прегабалин и габапентин, которые могут назначаться и при болевом синдроме, также несут риски. Их нет в списках НС и ПВ, однако габапентин, например, последний может вызывать состояние, схожее с опьянением. С 1 марта 2026 г. габапентин внесен в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. Прегабалин уже сейчас подлежит ПКУ и является сильнодействующим.

 

Первостольник должен акцентировать внимание пациента на том, что нельзя садиться за руль, когда происходит подбор и постепенное увеличение дозы приема прегабалина и габапентина. А тем, кто принимает фенобарбитал, вообще нельзя управлять автомобилем под угрозой лишения прав.

 

Миорелаксанты

Для снятия мышечных спазмов назначают миорелаксанты центрального действия, они вызывают расслабление и торможение. Например, тизанидин резко снижает давление и вызывает сонливость, что делает его крайне опасным для водителя. Баклофен также обладает седативным потенциалом. Толперизон считается более безопасным, но индивидуальные реакции не исключены.

При отпуске этих препаратов важно предупреждать о рисках потери концентрации и мышечной слабости, которые могут помешать управлять автомобилем. Сочетание миорелаксантов с алкоголем категорически недопустимо из-за риска коллапса.

Антидепрессанты и алкоголь

Сами по себе антидепрессанты, которые продают в аптеках, юридически не относятся к наркотическим препаратам. Но, например, седативные антидепрессанты (амитриптилин, миансерин) в сочетании со спиртным вызывают глубокую депрессию ЦНС, сравнимую с тяжелым опьянением. Человек не может в таком состоянии управлять транспортом. Стимулирующие антидепрессанты (СИОЗС) могут в сочетании со спиртным приводить к агрессивному вождению. Фармацевту необходимо предупреждать об абсолютной несовместимости терапии с употреблением алкоголя. Полезно напомнить о запрете вождения после такого коктейля.

Препараты от простуды

Порошки от простуды часто представляют скрытую угрозу для водителя: в них добавляют антигистаминные компоненты первого поколения, к примеру, фенирамин. Эти вещества вызывают вялость и снижение реакции. Можно предложить пациенту принимать подобные средства на ночь или выбрать препараты, не содержащие фенирамин, если предстоит сесть за руль.

Офтальмологические препараты

Глазные капли, расширяющие зрачок, вызывают временный паралич аккомодации и светобоязнь. Например, тропикамид и атропин. Первый находится в списке сильнодействующих, хотя формально не относится к НС и ПВ. Водитель теряет способность четко видеть приборную панель и оценивать дистанцию, а яркий свет фар может его ослепить. Эффект длится от нескольких часов до суток [16]. Также временное ухудшение зрения могут вызывать мази и гели, создающие пленку на роговице.

Предупредите покупателя, что после применения глазных капель, расширяющих зрачки, нельзя садиться за руль, пока не вернется четкость зрения.

Алгоритм: как фармацевту консультировать покупателя, который водит автомобиль

Чтобы помочь фармацевту консультировать покупателей, мы составили алгоритм.

  1. Для рецептурных препаратов –– определить, относится ли вещество к запрещенным при вождении. К примеру, по рецептам на бланках № 148-1/У-88 или № 107/У-НП отпускают НС или ПВ из перечня. Проверьте состав: содержит ли кодеин и пр. Если лекарство относится к таковым, напомните о запрете управлять автомобилем.
  2. Если препарат безрецептурный или не относится к НС и ПВ, все равно проверьте его фармакологическую группу. Особое внимание уделите антигистаминным, противокашлевым, противоэпилептическим препаратам, антидепрессантам. Посмотрите состав на упаковке и проверьте, противопоказано ли управление автомобилем в инструкции. Есть ли побочное действие. Обратите внимание, возможен ли седативный эффект. В сомнительных случаях лучше перестраховаться и считать, что влияние на состояние водителя возможно.
  3. Уточните у покупателя, планирует ли он поездку. Например: «Вы водите автомобиль?», «В ближайшее время после приёма лекарства вам нужно будет садиться за руль?». Если пациент сегодня и завтра не собирается этого делать, можно рекомендовать начать лечение. В противном случае лучше посоветовать старт терапии отложить до окончания поездки.
  4. Предупредите о влиянии препарата. Формулировка должна быть понятной: не говорите, что средство «может вызывать транзиторную седацию». Адаптируйте термины: «Это лекарство может сильно замедлить вашу реакцию и вызвать сонливость, когда будете за рулем. Это очень опасно». Желательно указать временные рамки: «Эффект особенно силен в первые дни / через час после приема и длится примерно N часов».
  5. Четко сформулируйте запрет или предупреждение: «Не садитесь за руль минимум N часов после приема» либо «Воздержитесь от вождения, пока принимаете этот препарат». Подкрепите совет ссылками на документы: «Инструкция запрещает водить машину во время лечения».
  6. Предложите безопасную альтернативу. Фармацевт не должен самовольно заменять назначение врача, но может посоветовать менее опасный для водителя аналог, если речь о симптоматическом лечении. Например, в отношении антигистаминных. В более сложных случаях можно рекомендовать обратиться к врачу, чтобы тот подобрал замену или скорректировал дозировку.
  7. Напомните о том, что нельзя смешивать алкоголь с некоторыми лекарствами. Стоит упомянуть: «Не употребляйте алкоголь во время лечения –– он ухудшит ваше состояние». Особенно, если пациент уже принимает угнетающие ЦНС препараты и хочет совмещать их с антигистаминными.

Таблица. Препараты, которые влияют на состоянии водителя

Группа препаратов

Примеры

Влияние

Рекомендации от фармацевта

Транквилизаторы и снотворные (анксиолитики бензодиазепинового ряда, Z-препараты)

Диазепам, золпидем, феназепам, зопиклон.

Выраженное: сильное седативное действие, заторможенность, риск «уснуть за рулём».

Диазепам и золпидем входят в перечень НС и ПВ, вождение при приеме запрещено под угрозой лишения прав.

Феназепам, зопиклон формально являются сильнодействующими. Препараты лучше принимать на ночь. Исключить алкоголь.

Антипсихотические (нейролептики)

Хлорпромазин, кветиапин, оланзапин.

Выраженное: седация, снижение психомоторики, резкое снижение давления при смене позы.

Препараты вызывает сильную вялость и сонливость. Вождение запрещено. Алкоголь не употреблять.

Седативные антидепрессанты

Амитриптилин, миртазапин, тразодон.

Умеренное: сонливость, снижение концентрации.

Нежелательно управлять автомобилем в первые две недели терапии. Предпочтителен приём на ночь. Алкоголем под запретом, он вызовет усиление седации.

Если необходимо быть за рулем, нужно обсудить с врачом замену препарата.

Опиоидные (наркотические) анальгетики

Морфин, оксикодон; кодеин, трамадол.

Выраженное: сонливость, эйфория, заторможенность.

Многие препараты включены в НС и ПВ. Трамадол –– нет, но и его опасно принимать за рулем. Препараты угнетают ЦНС. Возможны тошнота и головокружение. Алкоголь исключить.

Антигистаминные I поколения

Димедрол, супрастин (хлоропирамин), тавегил (клемастин).

Выраженное: сильная сонливость, заторможенность, нарушение координации.

Вождение не рекомендовано. Даже при хорошем самочувствии скорость реакции снижена.

Попросить врача заменить на аналоги. Если нет –– принимать на ночь, избегать вождения автомобиля. Алкоголь запрещен.

Антигистаминные II и III поколения

Лоратадин, цетиризин; фексофенадин, дезлоратадин.

Индивидуальное: умеренное снижение внимания.

Могут вызывать седацию у некоторых пациентов. Сначала проверить реакцию и не садиться за руль. Лучше принимать вечером. Есть сонливость –– избегать вождения, менять препарат. Алкоголь запрещен.

Противокашлевые с кодеином или декстрометорфаном

Кодеин фосфат (коделак), комбинированные сиропы с этилморфином, декстрометорфан.

Выраженное: сонливость, угнетение ЦНС.

Кодеин и декстрометорфан в перечне НС и ПВ. Нельзя за руль под угрозой лишения прав.

Предложить альтернативу без кодеина (бутамират), растительные препараты.

Если замену запретил врач, то за руль можно через 4–6 часа после приема дозы. Алкоголь запретить.

Противокашлевые иные

Бутамират (синекод)

Умеренное / возможное: незначительная сонливость, у некоторых возможно головокружение.

В большинстве случаев не влияет на вождение. Но применять осторожно. При сонливости, головокружении нельзя вести машину.

Противосудорожные

Карбамазепин, вальпроат; прегабалин, габапентин

Умеренное: сонливость, утомляемость, головокружение; зависит от дозы и сочетаний.

Строго запрещено вождение на этапе подбора дозы. Если пациент давно на терапии и в стойкой ремиссии, все равно не водить машину при плохом самочувствии.

Прегабалин вызывает сонливость и эйфорию. Совместно с врачом оценить необходимость такой терапии, возможно снижение дозы. Алкоголь исключить.

Миорелаксанты центрального действия

Баклофен, тизанидин (сирдалуд); толперизон (мидокалм)

Выраженное: сонливость, мышечная слабость, гипотензия, головокружение.

Водить машину на фоне лечения нельзя, пока не проявится реакция организма. Принимать первую дозу на ночь. Алкоголь запрещен.

Противопростудные порошки комбинированные

Терафлю, фервекс (фенирамин), андипал

Умеренное: выраженная сонливость, вялость из-за ночных препаратов.

Дневные препараты можно употреблять при вождении, ночные –– нет. Посоветовать безопасную замену, если предстоит поездка.

Глазные капли, влияющие на зрение

Атропин, тропикамид, противоглаукомные бета-блокаторы.

Выраженное: кратковременное сильное ухудшение зрения, светобоязнь.

Если применяются курсом –– использовать перед сном. Проверять утром остроту зрения: если не восстановилась –– поездку отложить. Если применяли днем, не водить, пока зрение не стало четким.

Источники
1. Закон о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 № 196-ФЗ. 2. Кодекс об административных правонарушениях. 3. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения; утв. Приказом Минздрава России от 29.04.2025 № 262н. 4. Перечень НС и ПВ; утв. постановлением Правительства от 30.06.1998 № 681. 5. Some medicines and driving don’t mix –– www.fda.gov. 6. Alcohol-medication interactions: potentially dangerous mixes –– www.niaaa.nih.gov. 7. Psychoactive drugs and driving; Parekh V. (2019). Aust Prescr, 42(6), 182-185. 8. Стивен М. Стал. Основы психофармакологии. Теория и Практика / пер. с англ. под. ред. Д. Криницкого. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 656 с. 9. New Opioid Use and Risk of Emergency Department Visits Related to Motor Vehicle Collisions in Ontario, Canada; Guan Q, McCormack D, Juurlink DN, Bronskill SE, Wunsch H, Gomes T. (2021). JAMA Netw Open, 4(11), e2134248. 10. Antihistamines and driving ability: evidence from on-the-road driving studies during normal traffic; Verster JC, Volkerts ER. (2004). Ann Allergy Asthma Immunol, 92(3), 294-303; quiz 303-5, 355. 11. H1-Antihistamines for Allergic Diseases: Old Aged but Not Old-Fashioned Drugs; Ricciardi L, Furci F, Stefania I (2019). Int J Aller Medications, 5:037.
Проверить расписание
бесплатных вебинаров

Рекомендуем к прочтению

Добавить отзыв или комментарий

Вебинары

Ещё
Все вебинары

Программы НМиФО

Ещё
Все программы НМиФО

Лучшие комментарии