Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров

Чат с коллегами:

Помощь +7 (499) 213-05-00

Маркировка лекарственных средств: опыт отечественнего фармгиганта

«Такие вопиющие преступления убеждают в необходимости тотального введения маркировки на фармацевтическом рынке» – Александр Быков о социальной миссии системы маркировки и текущих проблемах.

С 1 июля 2020 года маркировка стала обязательной для всех ЛП, выпускаемых в оборот, однако информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП) регулярно даёт сбои.  О важнейшей миссии, которая была возложена на систему маркировки, мы поговорили с Александром Васильевичем Быковым – директором по экономике здравоохранения отечественного фармгиганта «Р-фарм».

Александр Васильевич, «Р-фарм» одним из первых в России внедрил систему маркировки ЛП, что было самое сложное в этом процессе? Насколько это повлияло на цену ЛП?

«Р-Фарм» активно участвовал в «маркировочном» эксперименте, запущенном 1 февраля 2017 года при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Проблемы, конечно, возникали, как и в любом сложном процессе – новые требования , изменения правил игры - нам приходилось адаптироваться и менять оборудование и программное обеспечение. К счастью, в «Р-Фарм» работают высококлассные профессионалы, которым удалось решить все проблемы. Наши специалисты проделали огромную работу и обеспечили полную готовность «Р-Фарм» к 1 июля 2020 года.
Полагаю, что повышение цен возможно только в самых низких ценовых сегментах, где стоимость продукции не достигает пятидесяти рублей за упаковку. Что касается той продукции, которую производим мы, а речь идёт о лекарственных средствах для лечения социально значимых заболеваний (например, онкологические, противовоспалительные и противовирусные препараты и др.) изменения здесь будут ничтожными. Говорить о каком-то серьезном воздействии на ценообразование на такие препараты, не совсем честно.

Как вы полагаете, введение маркировки на государственном уровне – это стремление соответствовать высоким мировыми стандартами фарминдустрии или истинная забота о гражданах?

Безусловно, всё это задумывалось с целью защиты конечного потребителя лекарственного средства. Если для того, чтобы обезопасить его, производителям придется потратить немного времени или средств, то так тому и быть. 
Отлаженная система маркировки даст массу преимуществ всем участникам фармацевтического рынка: производителям, посредникам, государству, покупателям. Система проследит весь путь препарата от производственной линии до конечного потребителя, учитывая все нюансы дистрибьюторской и логистической цепочек.

У вас есть конкретные примеры, когда маркировка уже оказалась полезным инструментом?

Да, вот пример из недавнего прошлого: в ноябре 2018 года в Нижнем Тагиле, на территории детской больницы обнаружили крупную партию лекарств «Р-Фарм»,  которая изначально была поставлена  в больницы для лечения социально значимых заболеваний, а в последующем ее похитили для повторной продажи.  Препараты были уже маркированы, поэтому удалось выяснить из каких регионов эти лекарства были сворованы. Правоохранительным органы собрали доказательную базу, быстро нашли злоумышленников и пресекли их схему. Только с начала 2019 года и по сегодняшний день нам удалось выявить контрафакта почти на 200 млн рублей. Произошло это, в том числе, благодаря маркировке. Именно такие вопиющие преступления убеждают в необходимости тотального введения маркировки на фармацевтическом рынке.

Многие аптеки все еще предпочитают закупать немаркированные ЛП, как вы оцениваете этот тренд, сколько он продлится?

Нельзя говорить, что аптеки не хотят принимать маркированный товар. В определенном смысле они также стали заложниками ситуации. У них тоже происходит медленный прием товара, приходится изыскивать помещения для складирования этого не принятого товара, тормозятся расчеты с поставщиками. Но, по мере истощения запасов немаркированных ЛП, такие схемы сойдут на нет.

Александр Васильевич, с дорогостоящими препаратами ценность ИС МДЛП понятна, но неужели в маркировании активированного угля и аскорбинки есть большой смысл?

Смысл определенно есть. Маркировка должна улучшить систему лекарственного обеспечения на территории всей страны. Маркировка оптимизирует учет медикаментов на местах, что позволит исключать перебои с жизненно важными препаратами.
Далее, сейчас нередки случаи, когда врачи вынуждены обзванивать производителей и торговые точки в поисках нужного лекарства. В условиях маркированных препаратов информацию можно будет получать онлайн.
Еще одна проблема, которую снимет маркировка – продажа средств с истекшим сроком годности. Система просто не позволит аптеке принять или продать такой препарат. Так же исключается перебивка дат, которая до сих пор практикуется некоторыми недобросовестными дистрибьюторами. Более того, покупатель сам сможет отсканировать код с помощью специального приложения и получить всю необходимую информацию о препарате. Кроме того, маркировка поможет производителям максимально точно планировать производство и сбыт.
Поэтому, конечно, надо сделать прозрачным и прослеживаемым весь оборот лекарственных препаратов, а не только отдельные его сегменты.

Как вы думаете, введут ли обязательную маркировку для нелекарственных товаров аптечного ассортимента: минеральной воды, детского питания и т.п.?

Полагаю, что маркировка не должна распространится на сопутствующие аптечные товары.

Систему маркировки винят в повсеместном дефиците антибиотиков, сколько в этом правды?

Определенно, в нынешнем виде система маркировки не работает идеально. Необходимо наладить работу службы технической поддержки, ускорить работу с обращениями. Многие производители фиксируют существенное увеличение времени загрузки отчетности в МДЛП. Возникают трудности при работе машин по сериализации и агрегированию ЛП.

Получается, что сейчас огромное количество пациентов рискуют стать заложниками системных проблем МДЛП. Проблема как-то решается?

Представители индустрии и профильные ассоциации неоднократно информировали регуляторов и федеральные органы исполнительных органов о проблемах с МДЛП. У производителей, дистрибьюторов и розничной сети разумеется есть предложения, как в этот сложный период избежать развития дефектуры. Минпромторг 24 октября разрешил участникам рынка работать с системой маркировки в уведомительном режиме, вероятно, это облегчит сложившуюся ситуацию. Кроме того, сейчас депутаты Государственной думы обсуждают другие возможные решения.

Александр Васильевич, что вы хотите в заключении сказать нашим читателям?

Внедрение системы маркировки формирует дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья пациентов. При большей прозрачности движения, которую дает система маркировки, государство сможет эффективнее управлять остатками лекарственных средств. А понимание, в каком объеме и где находятся препараты, того, кто чем лечится, даст двойной эффект для системы здравоохранения. Мы сможем оптимизировать структуру потребления и расходов. С помощью системы маркировки мы можем искоренить воровство дорогостоящих социально-значимых препаратов. Сейчас – это не просто потери для производителей и экономики в целом, это потенциально невылеченные больные. Маркировка – это фундамент принципиально нового управления всем жизненным циклом препарата. 

Проверить расписание
бесплатных вебинаров
  • Автор

Добавить отзыв или комментарий

Лучшие комментарии