Темперамент клиента аптеки: шпаргалка для первого стола
Человек – это не просто набор биологических потребностей, жалоб, симптомов и диагнозов. Каждый из нас – личность. И личностные особенности неизбежно влияют на манеру общения, реагирования на стресс, на болезнь, а также на приверженность терапии и на образ жизни. По статистике, половина людей совсем прекращает лечение хронических заболеваний, и только четверть из остальных дисциплинированно принимает необходимые препараты в нужных дозах. Прочувствуйте, какая ответственность лежит на фармацевтах и провизорах, которые своими словами и поведением каждый день влияют на выбор клиентов, на их желание или нежелание пройти все лечение до конца. Да, это не такое интимное, ответственное и длительное общение, как в паре пациент – врач, но то, что зависит от нас, мы должны делать хорошо и профессионально. В фокусе нашего внимания, в помощь фармацевтическим работникам, инструмент научной психологии – 5-факторная структура личности, или «большая пятерка» – самая прочная эмпирически подтвержденная модель темперамента. Давайте препарировать характер!
Виды клиентов в аптеке
«Отцом» пятифакторной модели считается американский психолог Льюис Голдберг (Lewis Goldberg), который предложил новый метод оценки личности в 80-е годы прошлого века. Психодиагностический инструмент, которым активно пользуются в мире, разработали Пол Т. Коста-младший (Paul T. Costa) и Роберт Маккрей (Robert R. McCrae), которые создали «Личностный опросник NEO PI-R».
У всякого человека есть пять черт личности, каждая из которых выражена в той или иной степени. Например, черта экстраверсии у общительных людей выражена сильно, у замкнутых и закрытых – очень слабо. Большинство же имеют промежуточный уровень по этой и другим чертам личности. Меньшинство (около 16% популяции) по каждой черте имеют очень высокий или очень низкий уровень черты. Скорее всего это именно те клиенты, о которых мы рассказываем друзьям и родным, начиная со фразы: «Представляешь, сегодня...». Мы составили для вас удобную таблицу основных положений модели «Большой пятерки» и рекомендаций, как определить особенности пациента и учитывать их при взаимодействии.
Фактор (черта характера) |
Характеристика |
Подводные камни |
Extraversion – экстраверсия, вовлеченность во внешний мир («E»-фактор) Грани: «дружелюбие», «общительность», «заявление о себе», «подвижность», «стимуляция извне», «жизнерадостность» |
|
Экстраверты из желания пообщаться могут пытаться украсть время фармработника у всей очереди. Могут вмешиваться в дискуссию фармацевта с другим клиентом, давать советы, комментировать происходящее. Для эффективного взаимодействия с ярко-выраженными экстравертами требуется навык активного слушания и опора на ключевые слова покупателя при аргументации. Интроверты, требуют большей щепетильности и сдержанной внимательности, так им будет проще рассказать о своих жалобах. Избегают приходить в аптеку в час пик. Для эффективного взаимодействия с ними, внимательно следите за невербальными сигналами – едва заметный кивок головы, отклонился назад, нахмурил брови, просокользнула улыбка и т.п.. |
Agreeableness – уступчивость, привязанность, сотрудничество («A»-фактор) Грани: «доверие» «открытость»,«альтруизм» «уступчивость», «скромность» «сочувствие» |
|
Высоко уступчивый клиент может обратиться за помощью поздно, потому что был занят служением кому-то или чему-то. Мотивируйте таких клиентов пойти к врачу тем, что миру они нужны здоровые. Необходимо выяснить скрытые потребности покупателя, о которых они сами могут не догадываться, и сделать аргументированное предложение. Самовлюлбленные эгоцентрики могут быть очень сложными клиентами, вызывая стихийное неприятие. Но долг фармацевта, оказывать качественную помощь, осознав свои эмоции и отложив их в сторону– для обсуждения, с коллегами, например. Рассматривайте критику и негатив клиента как искаженную потребность, это поможет перевести напряженную ситуацию в конструктивный диалог. |
Conscientiousness– сознательность, контролирование, надѐжность, саморегуляция(«С»-фактор) Грани: «уверенность в своих силах», «организованность», «исполнительность», «стремление к достижениям», «самодисциплина», «предусмотрительность» |
|
Насколько аккуратно одет и обут клиент? По одному этому уже можно сказать о любви человека к порядку. Ответственные люди могут завалить вопросами об особенностях приема ЛП, побочных эффектах и т.п. И, скорее всего, будут дома лечиться правильно и до конца. Как правило, они приходят в аптеку с внушительным списком нужных препаратов, и без покупки не уйдут. Готовы, при необходимости, заменить недостающие лекарственные средства аналогами. Таким покупателям можно смело предлагать замену и сопутствующие товары. Неорганизованные, «расхлябанные» люди в аптеке могут сказать: «Дайте мне что угодно от...!». И это верный знак, что с таким клиентом стоит поговорить о серьезности проблемы, если она действительно серьезна. Совершают покупки «по настроению». Их можно убедить приобрести товар привлекательного внешнего вида, по скидке или из рекламы. Используйте витрины, каталоги, стенды и рекламные материалы. Результат во многом будет зависеть от атмосферы доброжелательности в аптеке. |
Neuroticism – нейротизм, негативная эмоциональность («N»-фактор) Грани: «тревожность», «гнев», «депрессия», «застенчивость», «импульсивность», «ранимость» |
|
Высокий нейротизм – ключевой фактор риска психических нарушений, в первую очередь – тревоги и депрессии. Нервозность покупателя+ нервозность первостольника = скандал. Поэтому, выбирайте спокойствие, терпение и сочувствие. Ваша уверенность и доброжелательность в идеале должны зарядить высоко-тревожного клиента правильным настроем и отношением к проблеме и лечению. Помните, что нейротизм может способствовать высокой приверженности лечению пациентов. |
Openness to experience – оригинальность, открытость новому опыту «O»-фактор. Грани: «воображение», «эстетика», «чувствительность», «непривычные действия», «интеллектуальная любознательность и новые идеи», «свободомыслие». |
|
Речь об инновационных препаратах и изделиях – довольно быстро проявится в глазах консервативных личностей страхом и/или недоверием. Для них – чем традиционнее, тем лучше. Перед вами – потенциальный постоянный клиент. Таким покупателям подойдут простые и привычные формы препаратов, которые они принимают годами. Обратите внимание, какое впечатление останется у клиента о визите: как прощаться с ним, как пригласить его вновь посетить аптеку, чтобы он хотел вернуться. Творческие чувствительные личности ждут индивидуального подхода в обслуживании и ответную реакцию работника первого стола: сопереживание эмоциям, искреннюю готовность помочь, признание их уникальности. Реагируют на метафоры, нестандартные предложения, факты, которые могут их удивить. Используйте технику «язык пользы» в аргументации. |
Понимание «большой пятерки» облегчает миссию фармработника. Чтобы грамотно выстроить рабочие взаимоотношения, вы можете оперативно определить две-три характеристики клиента абстрагироваться от собственных эмоций и следовать здравому смыслу.
Дорогие коллеги, пожалуйста поделитесь в комментариях к этой статье своими историями о том, как вы искали ключ к клиентам с ярко-выраженными личностными особенностями.
В течение жизни черты личности претерпевают изменения. Обычно нарастает сознательность, и снижается нейротизм, особенно у женщин. К 30-и годам личность считается сформированной. Подростки в большей степени подвержены «экстраверсии» и «нейротизму» и в меньшей - «сознательности» и «уступчивости», зрелые люди, напротив, обнаруживают противоположные тенденции.
При грамотном использовании пятифакторная модель личности поможет получать большее удовольствие и удовлетворение от работы, поскольку понимание личностных особенностей клиента позволит прогнозировать, чего ожидать от данного типа личности: насколько добросовестно он будет выполнять рекомендации по лечению, степень открытости новым ЛП, а также сформировать приверженность к лечению.
Доверие человека фармацевту или провизору – дорого стоят. Если вы разобрались в личности, а не только в жалобах и потребностях клиента, вы заполучите это доверие, и тогда уже вместе увидете результат и от лечения, и от коррекции привычного образа жизни (о котором вы непременно расскажете и которое так часто требуется «хроническим» посетителям аптек). А ведь это так отрадно, когда качество жизни клиентов растет!
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
- Telegram: https://tglink.ru/pharmorden
- ВКонтакте: https://vk.me/join/AJQ1d_D2XxaDy9IdzL0e6EqH
Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти