19 мая фармацевты России отмечают свой профессиональный праздник. Традиция эта относительно новая, поскольку официально День фармацевта ввели в нашей стране лишь четыре года назад. Однако сама история аптечного дела в Государстве Российском насчитывает несколько веков. К празднику мы подготовили небольшой исторический очерк о развитии фармацевтики в нашей стране со Средних веков до наших дней.

Эффект подорожника
Когда именно на Руси стали изготавливать целебные снадобья для лечения болезней установить уже вряд ли возможно. Так называемые травники, которые собирали полезные растения, помогавшие от различных недугов, появились еще в Древней Руси в период раннего Средневековья. Назвать таких «специалистов» первыми фармацевтами язык не поворачивается, поскольку их «сакральные» знания о медицине и фармации в основном базировались на мистицизме и эмпирическом опыте.
Практически всегда полезный препарат находился случайно, а временами само лечение по советам средневековых фармацевтов вызывало летальный исход. Однако подобная тенденция в развитии медицины и фармации наблюдалась и в куда более цивилизованные времена, вплоть до XIX века.
Тем не менее, аптекари Средневековья и Нового времени старались помочь людям, страдавших тогда от множества болезней. Для средневекового человека пресловутый COVID воспринимался бы как легкая простуда на фоне повсеместного распространения черной оспы и туберкулеза, регулярных вспышек чумы и холеры. Спасение люди искали у лекарей, знахарей, аптекарей. Да, те часто ошибались ввиду полного отсутствия какой-либо научной базы, но все равно делали свое дело. Именно знания, приобретенные в глубокой древности и в Средние века, легли в основу развития и формирования современной фармации.
«Грозная» аптека
Разумеется, о пользе аптечных лавок знали не только обыватели в Средневековье, но и правители государств. Короли, князья, другие представители высшей аристократии, как правило, имели персональных лекарей и травников. Однако государственные мужи прекрасно понимали, что от состояния здоровья населения во многом зависит развитие страны — ее экономическая мощь и военный потенциал.
Поэтому правители предпринимали попытки упорядочить аптечное дело и ввести в данной отрасли государственное регулирование. Опять же сбор налогов тоже никто не отменял, а финансовые обороты от торговли лекарствами были немаленькие, поскольку люди болели практически всегда.
Общеизвестно, что в России государство впервые обратило пристальное внимание на аптекарское дело лишь в XVI веке во время правления Ивана IV Васильевича «Грозного» Царя и Великого Князя всея Руси. В 1581 году по его повелению была основана «Верхняя государева аптека». Расположенное напротив Чудова монастыря торговое предприятие стало первой аптекой в нашей стране, которая работала под контролем государства по определенным регламентам. Заправлял государственной лекарственной лавкой англичанин Джеймс Френч.
Простой же люд продолжал пользоваться услугами «зелейных лавок», которые мало отличались от «приемных покоев» сельских ведуний и знахарей. Там готовили и продавали настойки на травах и различные интересные сочетания веществ вроде пороха с водкой. Аристократия же пользовалась куда более передовыми достижениями тогдашней фармацевтики. Одним из наиболее распространенных препаратов выбора при лечении людей благородного происхождения в те времена была ртуть.
Чем лечили триста лет назад
Поскольку фундаментальная научная база у аптекарей Средних веков и Нового времени фактически отсутствовала они полагались на собственный опыт и опыт предшественников, и предлагали пациентам и медикам «проверенные» годами препараты. Правда, без «экспериментов» тоже не обходилось, а подопытными становились захворавшие люди. Для больного благоприятным исходом зачастую становилась не победа над недугом, а выживание после лечения.
Так что же могла предложить фармация того времени? Разберемся на примере лечения царственной особы, поскольку в данном случае использовались наиболее передовые достижения фармакологии. Случилось так, что в феврале 1865 года в Лондоне занемог король Англии Карл II Стюарт. Тот самый, что взошел на престол после реставрации монархии в королевстве и правления Оливера Кромвеля.
С постановкой диагноза традиционно у медиков того времени возникли сложности. Впрочем, и до сих пор не ясно чем конкретно болел король, современные специалисты склоняются к тяжелой патологии почек с развитием водянки.
Разумеется, к лечению венценосной особы привлекли лучших врачей королевства. Посмотрим, что у них имелось в арсенале из лекарственных средств. Внутрь пациенту давали отвары и экстракты разных растений: лаванды, аниса, ландыша, коры вяза, пиона, лайма, миндаля, полыни, чертополоха, мяты и др.. К этому добавляли вино, ячменную воду, толченный и растворенный жемчуг. Для успокоения больного использовали опиум, смешанный с вином. Особенно экзотично выглядят: экстракт, откачанный из черепа покойника и желудочный камень для рассасывания. Все это пациент принимал в различных сочетаниях. Сам процесс лечения больше напоминал пытки — с постоянными клизмами, кровопусканиями и наложением разогретого на огне «бургундского» пластыря на болевые зоны.
В финале консилиум врачей постановил изготовить чудо-средство из экстрактов растений и животных со всей Англии. Препарат смешали с аммиаком и влили Карлу в рот, поскольку сам он, порядком устав от медицинских процедур, находился без сознания.
Случай описан заграничный, но в России того времени, первых лиц государства лечили примерно также, благо при дворе часто присутствовали как раз английские специалисты, считавшиеся тогда лучшими. Но лекари и аптекари того времени, разумеется, не были шарлатанами или маньяками, им просто не хватало теоретических научных знаний. Скажем, сейчас считается, что русский царь Федор III Романов скончался в молодом возрасте о цинги, но никто из придворных врачей не знал, что его можно было спасти банальным витамином С. Первые научные описания лечения цинги, содержащие доказательства эффективности применения лекарственного средства — витамина С появились только через полвека после смерти монарха.
Аптечные реформы
Несмотря ни на что? аптечное дело в России продолжало развиваться. При царе Михаиле Романове в 1620 году был основан Аптекарский приказ, уже полноценный регулирующий орган, который контролировал сферы медицины и фармакологии. Помимо ранее созданной государевой Верхней аптеки в Москве открыли еще Нижнюю, которая располагалась в Китай-городе.
Серьезные реформы в аптекарском деле провел Петр Великий, который активно заимствовал европейский опыт. В 1701 году по указу монарха в Москве открыли восемь «вольных» аптек. Это были первые частные торговые точки, которые могли на законных основаниях продавать медикаменты в России. «Зелейные лавки», находившиеся на полулегальном положении, тогда же были запрещены и закрыты.
Первые частные аптекари Москвы были немцами и голландцами, государство предоставило им огромные привилегии: освобождение от налогов и право использовать герб страны в документообороте. Бизнес можно было передавать по наследству. Но самое главное, первые восемь частных аптек стали монополистами на московском рынке лекарств, поскольку открывать другие аналогичные заведения в столице было запрещено. Монополию отменили лишь при Екатерине II в 1784 году.
Российские аптеки до начала XIX века преимущественно отпускали лекарства без рецепта врача. При этом хозяева аптек и заведующие еще с XVIII века обязаны были получать профильное образование. Им приходилось обучаться в медицинском университете и это было закреплено законодательно. Фармацевтических предприятий в стране практически не существовало до второй половины 19-го столетия.
Первые же фармпроизводства представляли собой небольшие цеха. Основную часть препаратов провизоры готовили сами, используя наставления из специального сборника, который назывался фармкопея. Помимо этого, фармацевты консультировали посетителей, временами сами назначали препараты и схему лечения. Наличие медицинского образования позволяло им разбираться в терапии того, или иного заболевания не хуже дипломированных врачей.
Вместе с тем, в Российской Империи долгое время продолжал существовать «черный рынок» лекарств. Несмотря на запреты, преимущественно в сельской местности сохранились аналоги тех самых «зелейных лавок», снадобья в них готовили различные деревенские повитухи и знахари, которые «помогали» селянам, зачастую с фатальными последствиями. Государство боролось с аптекарями-маргиналами с переменным успехом.
При этом лекарства необходимо было запечатывать в упаковку, на которой размещалась информация о составе и способе употребления препарата, а также название аптеки, ФИО пациента и врача, который выписал лекарство. Постепенно был регламентирован отпуск препаратов по рецептам.
Но фармацевты получали от государства и бонусы. Так, при Николае I в 1833 году ввели аптечную таксу. То есть единые цены на препараты, которые отпускались по рецептам врачей. Причем ежегодно государство, как правило, их увеличивало.
Советское фармацевтическое чудо
К началу ХХ века в Российской империи уже сложился весьма разветвленный фармацевтический рынок, а в больших городах работали сотни частных аптек. Однако развитие собственного промышленного фармацевтического производства шло крайне медленными темпами. Более-менее крупных фармпредприятий имелись единицы. Система централизованного управления фармацевтической отраслью была несовершенна.
Заводы и цеха по производству вакцин и препаратов открывали в основном коммерсанты и земские общины, государство в процессе практически не участвовало. Лишь в самом конце XIX века был создан завод по производству ЛС для военного ведомства, какое-то производство препаратов наладили при Военно-Медицинской академии в Санкт-Петербурге. Отсталость отечественной фармпромышленности особенно проявилась в годы Первой мировой войны. Русская армия хронически страдала от нехватки практически всех препаратов и даже перевязочного материала. Поставки от союзников по Антанте дефицит не покрывали, а своя производственная база оказалась не способна обеспечить потребности страны в военное время.
Придя в власти большевики приняли энергичные меры для обеспечения населения медикаментами. Оставшиеся частные аптеки были национализированы, создавались новые органы управления отраслью. Однако общая деградация страны, вызванная революционными потрясениями, не позволяла быстро улучшить положение. В 20-е годы СССР был вынужден массово импортировать большинство препаратов и средств для их изготовления.
Качественный скачок произошел во время первых советских пятилеток. К 1932 году количество аптек в стране выросло на 40%. Строились крупные фармацевтические предприятия, причем по всей территории Советского Союза — от Ленинграда до Хабаровска, где уже в 1935 году начали создавать химико-фармацевтический завод, который сейчас известен как «Дальхимфарм».
Огромное внимание уделялось подготовке кадров. В СССР массово открывались фармацевтические школы с трехлетним сроком обучения и профильные ВУЗы для подготовки провизоров с высшим образованием. Впервые в истории страны фармацевтическое образование стало доступным для всех слоев населения и при желании и должном усердии аптечным работником мог стать любой советский человек. В 1936 году в составе Министерства здравоохранения СССР начала свою деятельность Аптечная инспекция, которая выполняла контролирующие функции в фарминдустрии.
Этого запаса прочности советской фармпромышленности хватило, чтобы не только сохранить свой потенциал в тяжелые годы Великой Отечественной войны, но и значительно приумножить его. И это при том, что летом-осенью 1941 года из 59 предприятий химико-фармацевтической промышленности, больше 40 остались в зоне оккупации. Но руководство страны сумело принять оперативные меры, поэтому часть оборудования и персонала с заводов удалось эвакуировать, и они возродились в Сибири. При этом предприятия увеличили довоенные объемы выпуска лекарств в 3-5 раз и к 1944 году сумели обеспечить потребности в медикаментах Красной Армии и мирного населения Советского Союза.
В послевоенные годы советская фармацевтическая отрасль продолжала развиваться. Создавались мощные фармацевтические комплексы и целые объединения предприятий по производству лекарств. По некоторым группам препаратов СССР отставал от западных стран и часть ЛС продолжал импортировать.
Однако, в целом, население страны не испытывало проблем с медикаментами. Купить их можно было в советских аптеках, работа которых была хорошо организована и отлажена. Аптечные пункты были открыты в самых отдаленных районах Крайнего Севера и в самых глухих селах. База, созданная в Советском Союзе, стала основой для современной российской отрасли фармацевтики.