Могут ли маркетплейсы победить аптеки
31 мая 2021 года было подписано Постановление правительства РФ №827, разрешающее продажу аптечного ассортимента на маркетплейсах. Речь шла о компаниях Ассоциации интернет-торговли (АКИТ), включающей Ozon, X5 Retail, Wildberries.
До этого продажа безрецептурных препаратов в интернете, согласно законодательству, была доступна с мая 2020 года только крупным сетям с десятью или большим количеством аптек.
Но некоторые маркетплейсы предлагали аптечный ассортимент, включая безрецептурные препараты, уже с 2019 года, когда на сайте Wildberries появились разделы «Лекарственные препараты» и «БАДы» в рамках партнерского соглашения с дистрибьютором Протек. Тогда на Wildberries стало возможно заказать антибактериальные и антисептические препараты, глазные и ушные препараты, капли назальные, противопростудные препараты, лекарственные растворы и средства от коликов для малышей, витамины и БАДы.
За 2021 год, согласно данным агентства Data Insight, 5 % товаров аптечного ассортимента было приобретено на маркетплейсе OZON, четверть из них купили совсем молодые люди (от 18 до 24 лет), те, кто вырос с телефоном в руках и привык делать покупки в Интернете.
А в 2022 году появились сообщения о том, что в открытой продаже на Wildberries можно найти и рецептурные препараты, но после этих публикаций сервис убрал позиции с сайта.
В октябре 2022 года Александр Филиппов, генеральный директор АС «Ригла». оптимистично оценивал это направление развития аптечного рынка:
«Могут продаваться в будущем лекарства на Wildberries? Могут. Могут продаваться лекарства на других маркетплейсах? Могут. Но большой доли они там не займут. … Пускай таких площадок будет больше – это ускорит эволюцию сервисов».
3 октября 2023 года, в Москве состоялся аптечный саммит «Новая аптечная реальность в России и СНГ» и в докладе Александра Филиппова прозвучала несколько иная оценка ситуации:
«Аптечный рынок теряет уже более 200 млрд руб. Теперь вы не найдете в аптеке обычные ножницы для маникюра. Вы не купите даже детскую соску. В большинстве аптек этого товара нет, потому что эти категории утекли на маркетплейсы. С чем мы останемся? С рецептурой, на которую наценка 2%».
Действительно, маркетплейсы не обременены лицензиями, необходимостью заниматься аккредитацией фармспециалистов и т.п. Однако, пока доставка работает не молниеносно, за аптеками может сохраняться лидерство по продаже ЛС, которые нужно начать принимать безотлагательно.
Как вы думаете, кто победит по обороту ЛС через 5 лет: аптеки или маркетплейсы?
Комментарии можно оставлять анонимно, если поставить соответствующую галочку.